Как гласит известная современная поговорка: «Низкая зарплата у работников предприятия всегда компенсируется… их высоким уровнем ответственности». В этом я сразу убедился, как только пришел в медицину еще в начале 2000 годов.
Не имею в виду – ответственность за жизнь пациента. За это само собой – ответственность высока в принципе. И вряд ли кто-то из медиков станет, к примеру, внезапно прекращать реанимацию тяжелобольного человека, вспомнив про свою маленькую зарплату. «За такие деньги – оживлять человека? Нет уж, - увольте!». Лично я такого от коллег не слышал никогда.
Таскание медиков по судам и следователям из-за неквалифицированного оказания медпомощи - тоже понять можно. Есть статьи уголовного кодекса, в конце концов. И медики чтут уголовный кодекс.
Но есть другой вид ответственности. Ответственность за то, с чем, и в чём ты работаешь. За помещение, за оборудование, за инструменты, и так далее.
Приведу пример:
Когда я только начинал ещё работать на скорой помощи, - я получил, как это и полагается на каждой работе, униформу. И практически через месяц её... украли. Не всю, а именно – зимнюю синюю куртку с надписью 03 на спине. Ночью на станцию СМП самообращением обратилась подвыпившая компания, по поводу какой-то незначительной травмы у их друга. И уже после их ухода обнаружили пропажу двух курток (у меня и моего коллеги), которые висели на вешалке в коридоре.
«Две куртки замшевые, два портсигара, два магнитофона… Собака с милицией приезжала!» - вспоминается цитата из бессмертной комедии. Собака, правда, не приехала. А милиция – приезжала. Написали им заявление. А толку? Никто никого так и не нашел.
Но зато наша родная скоровская администрация заставила нас с коллегой… покупать новые куртки. Даже несмотря на то, что заявление было писано, и нашей вины, собственно, в этом воровстве не было. В случае неповиновения – грозили вычесть из зарплаты стоимость данных предметов гардероба.
- Лучше купите сами, пусть даже не точно такие, - вам же дешевле обойдется – ласково, по отечески, советовал нам заведующий. – Вычтут-то из вас гораздо больше.
Покупали сами, - куда деваться. Молодые были – не спорили со старшими. Ездили в обл центр, в какой то специализированный магазин, у чёрта на куличках. Взяли две скоровские куртки совершенно другого фасона. Таких же, каких надо – не было. Черные, с белыми полосками, с красным крестом на всю спину. Дешевле, чем другие, но все равно дорогие по тем временам. Зато потом гордо ходили, как белые вороны (вернее – черные вороны), перед своими синеформенными и завистливо глядящими коллегами.
Другой пример:
Уже в наше время. На работе всем раздали планшеты. Электронные. Чтобы вызовы по ним передавать. Оптимизация, блин. Как будто то же самое по рации нельзя делать, или по телефону. Планшеты – понятное дело – самые дешевые, китайские. А значит – быстро выходили из строя. Просто в один прекрасный день гас экран. И всё. Всех, у кого это происходило – заставили платить штраф. Вернее – всех тех, кому не повезло держать планшет в руках,в момент его «угасания». Штраф в несколько раз превышал стоимость самого планшета. Якобы, за стоимость самого гаджета (поскольку ремонту он не подлежал), за установку программы, за то, за это, за пятое, за десятое...
К юристам никто и не обращался. Все безропотно платили. Да и вообще, - боялись испортить отношения с начальством. И лишиться годовой премии. Хотя, я думаю, не должно быть здесь никакого штрафа вообще.
Водители у нас тоже страдали. Ремонт колес, например, делали за свой счет.
- Ну ты же сам наехал на этот гвоздь. Едь в шиномонтаж, и плати из своего кармана. – такой был ответ от их начальства.
А однажды у меня пропало то, чего каждый медик СМП боится потерять даже во сне. Аптечка с сильнодействующими препаратами. Маленькая такая, размером с тот самый портсигар из «Иван Васильевич меняет профессию». Туда входит несколько ампул с сильнейшими обезболивающими. На случай инфарктов, сложных переломов, шоков, и т. д.
У меня самого чуть не случился инфаркт, когда я обнаружил случайно, что карман пуст. Я как раз, в это время приехал с вызова, и заходил на подстанцию.
За потерю этого "портсигара" грозит… уголовная ответственность, и увольнение, соответственно. Ведь вряд ли тебя будут выпускать из тюрьмы сутки через двое, чтобы ты продолжал свою трудовую деятельность в должности фельдшера СМП.
- Чего потерял? – спросил водитель, когда я вернулся в машину, и шарил руками под сиденьем.
- Коробочку, желтую эту... Ты не видел? Может из кармана выпала, пока ехали?
- Нет. Точно не видел.
- Встань, пожалуйста. Может под тобой? – я, в панике, проверял даже немыслимые варианты.
- Да не, откуда? – водитель усмехнулся, но все равно привстал.
Понятное дело – ничего там не было.
Вместе с ним мы еще минут пять обыскивали кабину вдоль и поперек. Я даже пару раз заглядывал в бардачок. Но всё было тщетно.
- Может ты на вызове у кого-нибудь оставил?
- Нет. Исключено точно.
Выходя с каждого вызова я всегда проверяю карман, - на месте ли заветная коробочка. Уж не знаю, откуда это пошло. Она могла выпасть, скорее всего, когда садился в машину. И если это случилось на улице, когда я только открыл дверь газельки, и поднялся на ступеньку, то тогда всё. Её уж не найти. Скорее всего кто-то подобрал, или раздавил колесом. Стоит ли возвращаться на адрес? Но прошло столько времени... Что делать?... Что делать?...
- Ну, что делать? Сухари сушить! – услышал мои мысли смеющийся водитель. Он прекрасно знал, что это за коробка такая, и что в ней.
Его веселый настрой я совсем не разделял. Скорее, разозлился на него за такую анти солидарность. Поэтому тоже решил «подсолить» ему.
- А ты, что думаешь, тебя-то не накажут что ли?!
- А меня-то – за шо? – удивился переменившийся в лице водитель.
- А ты не слышал про новый закон в отношении «утери сильнодействующих препаратов работниками СМП»? (придумал закон на ходу). Сейчас и фельдшера, и водителя штрафуют на 200 тысяч рублей! По сотне с каждого. Или тюремное заключение сроком на 2 года каждому. Лишение водительских прав сроком на 5 лет. И фельдшера тоже лишают. И еще…
- Погодь, погодь! – запротестовал водитель. – Но коробочку-то потерял – ты. Я то чё? Я – баранку только кручу. Мне до ваших лекарств-пилюль – дела нету! Я…
- Толя! А я что? Не я же законы эти пишу. Закон суров, но это закон! Dura lex sed lex!
Я вышел из машины, и побрел на подстанцию, оставив водителя размышлять, что за «дура», и про чем здесь она вообще.
Размышления привели меня к выводу, что нужно идти к заведующему, и падать ему в ноги с криком «Не виноватая я!». А дальше - будь, что будет. Может сжалится, и придумает что-нибудь хорошее. В конце концов – не в его интересах, чтобы на вверенной ему станции происходили всякие там ЧП. И на него могут несколько шишек полететь.
И да, был на моей памяти случай, когда одна фельдшер потеряла такую же противошоковую аптечку, но отделалась первым предупреждением и лишением годовой премии. Но это было очень давно, когда не было столь сурового контроля за оборотом сильнодействующих лекарств.
С этим крутящимся калейдоскопом мыслей я начал подниматься на второй этаж, к кабинету заведующего.
- Погоди! – окликнул меня голос сзади.
Оглянувшись, я увидел водителя Толю, который улыбался, и протягивал мне руку с той самой желтой коробочкой, которая в тот момент показалась мне ярко светящимся слитком высокопробного золота.
И подобно золотоискателю, который долго шел к этому слитку, я резко схватил ее обеими руками, не веря своим глазам. Открыл. Всё было целым и на месте. Появилось жуткое желание обнять и расцеловать пожилого водителя, от чего я себя с силой удержал.
- Где.. ты ее нашел??!!
- В кабине. На полу.
- Но мы же с тобой всё обыскали, вроде…
- Плохо искали, видимо. Под ковриком лежала.
- Под… ковриком? А как она… под коврик-то?
Водитель лишь пожал плечами. Впрочем, подробности были уже не важны. Главное, что моя жизнь была спасена, и всё плохое, что могло произойти – отменилось. Я, наверное, был самым счастливым человеком на Земле.
Никому, естественно, ничего не сказал. И смена продолжилась в обычном режиме.
И только на следующий день, дома, закрались смутные сомнения. Ведь если бы коробка лежала под ковриком, был бы виден какой-никакой бугорок на этом месте. Но его не было. Это совершенно точно. Да и как он вообще мог попасть под коврик?
Может, изначально коробка выпала у меня из кармана на сиденье, а водитель ее тихонько прибрал? С целью перепродажи каким нибудь наркодилерам. Но Анатолий, вроде, давно работает, и ни в чем таком замечен не был. Хотя, вряд ли это можно считать показателям. Люди ведь меняются, в зависимости от ситуации...
Вопросов ему я никаких не задавал по этому поводу. Не пойман - не вор, как говорится. Бог ему судья.
Только теперь, когда в одну смену попадаю с ним, то держу ухо востро. А эту самую приснопамятную коробочку – всегда во внутреннем кармане одежды. От греха подальше.
-------------------
Дорогие читатели. Если вы впервые здесь и вам интересно читать подобные медицинские истории, то обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые. Ведь некоторые посты, к сожалению, блокируются, но их могут видеть ПОДПИСЧИКИ канала. А также не забудьте про ваши лайки 😉👍.
P. S. Буду бесконечно благодарен за вашу помощь в реабилитации моему сыну (Аутизм). Если вы хотите помочь, можете сделать любой перевод сбер:
5469 1600 2160 4017 (папа Эдуард).
Или: