«Фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл», — говорил герой Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». И ровно это же можно сказать о самом артисте, который был одним из самых узнаваемых лиц советского и российского кинематографа. 30 января 2022 года легенды отечественного кино не стало, но остались его невероятно яркие роли и персонажи, которых он оживил своей игрой. Вот некоторые из них.
1. Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Обаятельный плут и мошенник Жорж Милославский, который обкрадывает квартиру состоятельного стоматолога Шпака в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а затем вместе с управдомом Буншем пускается в приключения по Москве времен Ивана Грозного, — один из самых запоминающихся образов советской комедии. Несмотря на то, что Милославский по сюжету — главный антагонист и персонаж безусловно отрицательный, его дерзость и смекалка не вызывают у зрителя ничего, кроме смеха и положительных эмоций. Особенно на фоне трусливого Бунши.
Жорж Милославский — настоящий лицедей, который легко перевоплощается из домушника в князя. «Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл!» — лишь одна из фраз Милославского, которая стала крылатой после фильма. Еще более известная — «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе». А добавить к ней слова «Если они у вас, конечно, есть!» предложил Леониду Гайдаю именно Куравлев.
2. Афоня Борщев в фильме «Афоня» (1975)
Врун, лентяй, пьяница, взяточник и дамский угодник Афанасий Борщев, или Афоня, — еще один неоднозначный персонаж в копилке артиста. Сейчас сложно представить, что когда-то на эту роль вместо Куравлева рассматривались Владимир Высоцкий и Даниил Ольбрыхский. Но о своем выборе актера на главную роль режиссер Георгий Данелия никогда не жалел.
Многоэтажная ложь, которой Афоня щедро осыпает всех окружающих его людей, хитрость и откровенный паразитизм должны вызывать только презрение. Но чувства зрителя значительно более сложные. «Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели», — писал режиссер в книге воспоминаний «Тостуемый пьет до дна».
И действительно — у Куравлева получается сложный трагикомичный персонаж, который органично выглядит на фоне СССР периода застоя. И противоречия в характере и действиях Афони, личностный кризис из-за провороненной жизни и упущенных возможностей и, как следствие, депрессия вызывают у зрителя грусть и неподдельное сочувствие.
3. Уголовник Валентин Копченый в мини-сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Если в случае с «Афоней» Куравлев соревновался с Высоцким за главную роль, то в детективном мини-сериале «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина они сыграли вместе. Высоцкому досталась главная роль жесткого и умного следователя Глеба Жеглова, а Куравлев снова исполнил роль жулика — мелкого вора, игрока, мота и мошенника Копченого.
Бюджет у картины был небольшой, роль Куравлева оказалась маленькой. Но даже короткое пребывание на экране актер смог сделать ярким и запоминающимся. Уголовник Копченый в исполнении Куравлева получился скользким, трусливым, услужливым, до дрожи боящимся потерять личную свободу и пойти на нары. И если Жорж Милославский вызывал положительные эмоции, Афоня — сочувствие, то Копченый — яркое чувство брезгливости.