Древний Китай и в частности, эпоха Чжоу - по своему, уникальный пример цивилизации, в котором нашлось применение и философии и различным трактатам. При, казалось бы, столь богатых духовных изысканиях централизация власти в этот период значительно ослабела. Китайцы очень близко знакомы с цикличностью, заставлявшую зарвавшихся правителей терять драгоценный Мандат Неба. Его получал новый правитель из новой династии, который был полон добродетели и наполнял ею своих подчинённых. Но со временем Мандат ослабевал, и цикл повторялся.
Эпоха этой династии оказалась не однородна и её тоже можно разделить на периоды. Одна из классификаций проводится по местоположению столицы - Западное (1046-771 гг. до н.э.) и сменившее его Восточное Чжоу (771-221 гг. до н.э.). В этой статье пойдёт речь о том, как эта смена произошла.
Содержание
1. Усиление правителей уделов
2. Кризис в Чжоу
3. Влияние варваров на перенос столицы
4. Итоги
Усиление правителей уделов
Система наместничеств, созданная при династии Чжоу стала трансформироваться в отдельные государства. Их князья (чжухоу), будучи уже дальними родственниками верховного правителя, не имели тесной связи с ним, хоть и по долгу службы оказывали своё почтение, уважение и формальное подчинение.
На деле же их действия отличались независимостью. Ранняя монополия на производство бронзы сменилась своевольным созданием сосудов, подписанных властителями этих земель. Функция царя уменьшалась на глазах, начиная с IX века до н.э. Попытки увеличить силу царской бюрократии главной семьи, не способствовало изменению внешней среды, да и приводило конфликтам внутри. Чиновникам урезали власть, добавив свои обязанности и зону ответственности. Инспектор лошадей занимался только вопросами, связанными с ними; инспектор земель, соответственно, ведал другими делами, так же как и инспектор за наблюдением за работами.
Владея правами господствовать на земле на протяжении четырёх-шести поколений прививало князьям чувство собственности в своих уделах. Не иначе их воспринимали и их подчинённые. Царьки приобретали порой большую роскошь, преобладающую над царской. Самолюбие или же желание подчеркнуть свой статус играли свою роль и по этой причине конфликты между уделами также стали не редкостью.
Кризис Западного Чжоу
Следующие события демонстрируют крупный кризис царской власти, где ей пришлось доказывать свои возможности и что у них в распоряжении Мандат Небес. Сперва внешняя угроза со стороны варварских племён проверила его наличие, затем внутренние распри продолжали сложную проверку. Великого вана Йи сместил его брат Сяо в обход законного наследника И. Позже последний заручившись помощью князей вернёт свой трон.
Затем, однако, и ему пришлось доказывать свою власть формирующемуся княжеству Ци на его земле, слишком заметно заявившему о независимости своих поступков. Князя, начавшего издавать свои законы он сварил в бронзовом котле, а самодельное царство снова заставил подчиняться.
Следующим властителем стал Ли, в середине IX века, вновь столкнувшийся с противодействием знати, подключившей и другое княжество с предводительством Э-хоу. Методы борьбы с мятежниками он выбрал весьма драконовские, начав активные репрессии. Он приказал своему главному шаману организовать шпионство за собственным народом. И если имели место речи, обличающие царя, то их непременно казнили. Знать поутихла, но и закончилось оказание почестей. К подобной суровости царя добавилась засуха, умножающая беды людей.
Князь Чжао предупредил царя, что в подобных обстоятельствах данная политика весьма опасна, но тот своего мнения не поменял. В итоге это привело к сильнейшему мятежу, заставившему Ли сбежать, оставив своего сына Сюаня. Последнего спас уже отличившийся попытками всё исправить Чжао, который подменил наследника на своего собственного убитого сына. А нового царя он спас.
Подобная самоотверженность и преданность, в циничном смысле, играло на руку князю, ставшему одним из регентов при молодом наследнике, пока жизнь Ли не закончиться. Сюань (827-781 года до н.э.), по словам китайского историка Сыма Цяна, вырос упрямцем, не желающим прислушиваться к советам регентов. Кроме того на его долю выпали новые варварские нашествия горных кочевников, активно пользующихся луками и колесницами. Их называли ди и представляли собой они родственников хунну или тех, кого называют гуннами. Фактически с чжоусцами у них тоже существовало родство, но те его отвергали. Именно в этот период в головах чжоусцев сформировалось разделения на этническом уровне “свой-чужой”. В этом противоборстве китайцы себя называли хуася.
Влияние "варваров" на перенос столицы
Сюань около семи лет отбивал вторжения своих этнических соперников и всё-таки прогнал их, что не помогло примириться с внутренними врагами, которых он расплодил ещё больше, добавляя новые уделы. В их числе оказались княжества Чжэн и Шэнь. Кроме победы над кочевниками он отличился также своими попытками реформировать налоговую систему. Его старания не привели к искомым результатам и после царствования около сорока шести лет, его сменил Ю. Очередное бедствие в виде землетрясения прямо намекало, что мандат оставляет Чжоу. Ю всячески подтверждал своим безнравственным аморальным поведением правильность такого решения неба.
Он заменил свою жену наложницей, сделав её царицей. Воспрепятствование этому двора и советников не помогло это исправить. Ю мало заботили дела государство, его главной целью стало удовлетворение своей новой пассии. Одним из таких способов стала ложная тревога вторжения кочевников, заставившая феодалов примчаться для войны со своими армиями и разочарованными вернуться. Этим воспользовался глава удела Шэнь, оскорблённый отвержением его дочери в пользу наложницы, в этот раз действительно приведя варваров. Никто не пришёл на помощь нерадивому вану, который при захвате города бойцами ди был убит.
Это событие случилось в 771 году до н.э., которое ознаменовало конец династии Западного Чжоу. Но династии повезло, что у законного наследника Пина, от которого Ю отказался, были верные последователи в виде его родственников, посадивших его на трон. Резиденцией сделали далёкий от границы с варварами восточный город Лоян (Лои). Помощь в переправе оказал чжухоу удела Цин, которого никто не признавал. В благодарность великий ван новой династии на востоке назначил того князем своей прошлой земли, тем самым официально признав его.
Итоги
Кризис в Китае феодализировал уделы, поначалу хорошо работавшие на благо центральной власти, кроме того варвары ди стали активно вторгаться на китайские территории. В результате этих событий столицу пришлось перенести в Лоян. После падения западной столицы, восточная имела гораздо меньше территорий. Уделы перестали де-факто подчиняться своему сюзерену и стали отдельными государствами. Однако у представителей Чжоу началась возможность начать с чистого листа и снова настроить в свою сторону небо и получить её мандат. Как у них это получилось - уже другая история.
Как вы считаете, какова реальная внутренняя причина кризиса династии Чжоу? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!
#древний китай #история древнего мира #история #китай #история китая