Для кого-то это забавная комедия, из которой «в народ» пошли фразы, прочно вошедшие в нашу речь («Гони рубль, родственник!»), а для кого-то это настоящая социальная драма эпохи застоя, когда любого разгильдяя и пьяницу рабочий коллектив ДОЛЖЕН тянуть и поддерживать.
А все началось с того, что, основываясь на свой жизненный опыт и опыт работы маляром, молодой сценарист Александр Бородянский написал сценарий про маляря Афанасия Борщова из ЖЭКа. Чуть позже стало понятно, что маляр не совсем подходит, нужен работник, который бы ежедневно встречался с большим количеством разных людей. Так появился сантехник Афоня. Сценарий был отправлен на всесоюзный конкурс, посвященный рабочим профессиям, где ему присудили победу. Бородянский за свою практически дипломную работу получил огромные по тем временам деньги – 1000 рублей.
И тут начинается самое интересное. Многие зрители думают, что любой знаменитый режиссер в СССР перебирает сотни сценариев и выбирает то, что он будет снимать. Поэтому и получались фильмы, которые хочется смотреть и пересматривать по нескольку раз. А вот и нет! Георгию Данелии поручили, считайте, что приказали, снимать фильм по этому сценарию на Мосфильме. Кстати, сценарий очень сильно отличался от фильма. Осуждение и печальный конец для главного героя, никаких намеков на мелодраму и комедию. Возможно, поэтому сценарий и получил победу в СССР.
Георгий Данелия совместно с Александром Бородянским решили «незаметно» сделать фильм другим, при этом не меняя сюжетную линию. Было ясно, что в первоначальном виде фильм будет напоминать телепрограмму «Время» и вряд ли понравится зрителям.
Для Вас, дорогие читатели, расскажем несколько интересных моментов, которые произошли во время съемок.
Например, многих шокировал низкий бас Михаила Светина, который исполнял роль Воронкова, водителя ЖЭКа, в котором трудился Афоня (Леонид Куравлёв). Стоит отметить, что Георгий Данелия для того, чтобы фильм из трагедии «превратился» в лирическую комедию, даже на второстепенные роли выбирал артистов, чье только одно появление в кадре вызывало улыбку.
Так свою очередную маленькую роль второго плана получил Светин. Он три дня сидел в последнем ряду актового зала ЖЭКа и в один момент рассказывал, что Федул (Борислав Брондуков) женат на его сестре, все пропил, бьёт жену и детей. После этого монолога Воронков просит уволить Афоню и не возиться больше с его перевоспитанием. По задумке режиссера это не так жесткого звучало из уст Михаила Светина, но озвучивал эту роль уже совсем другой артист.
Светина Данелия не допустил до озвучки фильма, поскольку они довольно сильно поругались. Режиссер по ходу съемок придумал небольшое продолжение роли Светина и попросил его задержаться на 4-й день, и тут, как вспоминал сам Михаил, на него что-то нашло, и он заявил, что уезжает, так как его ждут на телевиденье. Режиссёр рассердился, резко высказался об этом и больше Светина в свои фильмы не приглашал. Последний впоследствии очень долго жалел о своем отказе Данелии. Кстати, за свои три дня сьемок актер получил гонорар, как за полторы недели – это было обговорено заранее.
Можете себе представить, что главную роль сантехника в фильме «Афоня» мог бы играть Владимир Высоцкий? Это не шутка, он был одним из главных претендентов на эту роль. И, скорее всего, Высоцкий снимался бы в этой картине, если бы Данелия не решил для себя, что многие поступки Высоцкого в этой роли зрители будут воспринимать совсем по-другому нежели в исполнении Куравлева. Поступки главного героя плохие, но Куравлева зритель бы жалел, а вот Высоцкого скорее всего просто бы осуждали без какого-либо оправдания…
Иногда может возникнуть ощущение, что роль Афони была создана специально для Куравлева. По ходу фильма его многие жалели, что даже привело к сотням писем от жен, которые жили с подобными людьми. Они жаловались, что такой тунеядец и алкоголик представлен в положительном жалостливом свете.
Как может не нравиться то, что в замечательных советских фильмах на главные роли режиссер выбирал именно тех людей, кто по таланту и внешнему виду больше всего подходил на эту роль. Проводились десятки кинопроб, большое количество актеров пробовались на роли. Никакие заслуги, звания или родственные связи не влияли на выбор режиссера.
Почему сейчас зачастую снимают одноразовые и неинтересные зрителю фильмы? Одна из причин – нередко на роль главных героев чиновники и режиссеры без проб «назначают» своих родственников, жен или любовниц. Одна и та же бесталанная актриса с дефектами речи, с неумением передавать интонацию, да и просто играть естественно переходит из фильма в фильм, потому что она жена режиссера. И все фильм пропал. А молодые и не молодые таланты не могут получить роль в новых российских фильмах.
История о том, как Евгения Симонова еще толком никому неизвестная студентка, попала в фильм «Афоня» является показательной. На роль Екатерины Снегиревой пробовались многие молодые актрисы, но режиссер был непреклонен и отклонял все кандидатуры. Он для себя уже создал образ очаровательной, спокойной и рассудительной Кати, но найти желаемое никак не получалось.
И вот в один день пришли несколько студенток Щукинского училища, и Данелия сразу увидел среди них Женю Симонову (возможно, та просто пришла за компанию). Она полностью соответствовала тому образу, который был в голове у режиссера. И эта девушка сразу же была утверждена на главную роль.
Но с ней возникла определённая трудность. Выяснилось, что Евгения Симонова уже подписала договор, в соответствии с которым она должна сниматься в детско-юношеской киностудии на Урале в двухсерийном фильме «Пропавшая экспедиция». Она вместе с мамой улетела на съемки, а режиссеру ничего не оставалось делать, как продолжить кинопробы на Екатерину Снегиреву, молодую подругу Афони.
Продолжившиеся пробы еще больше убедили режиссера в том, что именно Симонова должна сниматься. Директор фильма Александр Яблочкин бросает все дела, летит на съемки «Пропавшей экспедиции» и каким-то невероятным для всех способом «выбивает» на 72 часа Евгению Симонову на Мосфильм. Потом кто-то придумает, что он просто похитил их из гостиницы, но это было совсем не так, об этом случае вспоминала сама Симонова.
И вот прилетела молоденькая студентка, и ей прямо с трапа самолета говорят, что ее съемки будут круглосуточными. Так и было на самом деле. Все сцены с участием Жени были отсняты за трое суток. Девушка очень быстро переодевалась на съемочной площадке, иногда даже не хватало времени, чтобы что-нибудь перекусить, благо с ней рядом была ее мама. Спала по 20-30 минут в автомобиле, когда переезжали от одного места съемки к другому. И при просмотре фильма часто удивляешься тому, насколько легко ей удавалось выглядеть свежей и веселой при таком плотном графике.
Постельная сцена Леонида Куравлева и Евгении Симоновой стоит отдельного внимания. Как бы не уговаривали раздеться до трусов исполнителя главной роли, Куравлев был непреклонен. Видимо большая разница в возрасте давала о себе знать. Так Афоня и попал в кадр в майке, а снизу под одеялом он в брюках, которые тот не согласился снять ни под каким предлогом.
Фильм в основном снимали в Ярославле. На танцах должно быть много людей, и должны выступать самые модные коллективы. И все это нужно снять ночью, когда Дворец культуры имени Надежды Крупской «простаивает». За то, чтобы сняться на дискотеке, всем желающим платили по три рубля. Неплохие деньги по тем временам, но все равно не было уверенности, что зал заполнится полностью.
Директору фильма было поручено привезти самые модные в то время группы. Были приглашены «Машина времени» и «Аракс». Видимо это и повлияло на то, что к началу съемок около Дворца культуры было желающих провести ночь на съемках в 3 раза больше, чем может вместить зал.
На танцах Афоня знакомится сначала с главной героиней, а затем уходит от нее танцевать с другой дамой. На роль Людмилы выбрали актрису Татьяну Распутину. У нее должен был быть очень внушительный бюст. Для этого первоначально использовали надувные наполненные водой шарики под цвет ее платья. Позже кто-то напишет, что это были совсем иные резиновые изделия.
Во время «энергичного танца» был достигнут задуманный эффект колебания, но шарики лопнули и окатили водой партнершу Афони. Быстро был придуман другой вариант. Кто-то из живущих рядом с ДК жителей принес пакет с крупой манки, которой и заполнили большой бюстгальтер. Чтобы все было на месте, на спине бюстгальтер затянули крепким морским узлом, который, кстати, видно в фильме под прозрачным платьем актрисы.
И даже на такую простую роль второго плана, как штукатур Николай, который вынужден какое-то время жить у Афони, позвали известного артиста Евгения Леонова.
По воспоминаниям Леонова, эта роль была слишком положительной и прямолинейной. Николай привнес немного уюта в отдельную холостяцкую квартиру Афанасия Борщева. Николай также, как и Афоня, простой рабочий. Однако у него жена по путевке съездила заграницу, где все время провела в магазинах. Николай, хоть и был выгнан женой, пытался направить Афанасия на правильный путь и убедить, что тому нужно жениться.
Также стоит остановиться на одном из собутыльников Афони. Федула сыграл замечательный артист Борислав Брондуков. Актер так естественно был одет и загримирован, что его не пускали в общественные места, поэтому даже приходилось помощникам режиссёра сопровождать такого натурального алкоголика. Походка, фразы, поведение – артист успешно нашел образ, который запомнился зрителям. Эта роль в фильме 1975 года сделала по-настоящему знаменитым Брондукова. Впоследствии ему стали предлагать сниматься во многих фильмах и сериалах.
Для многих может оказаться неожиданностью то, что в фильме про сантехника Борщева Афоню должен был играть Борислав Брондуков. Александр Бородянский при написании сценария видел в главной роли своего друга Борислава. Однако, когда сценарий стал лучшим в Союзе, то сьемки фильма перенесли на Мосфильм, где главная роль досталась Леониду Куравлеву, а Бронудкова Бородянский попросил Данелию попробовать на роль Федула. Режиссеру понравился этот образ, и он выбрал Борислава.
Вот из таких вроде бы незначительных событий складывается история в единое целое, и на выходе получается замечательный фильм, который и сейчас приятно пересматривать.
Это было и есть настоящее кино.