Найти тему

Крушение царского поезда в 1888 году под Харьковом. Царская семья не пострадала, но какие тайны остались вокруг этой истории

17 октября 1888 года на станции Бортки, что под Харьковом, произошло ЧП невиданного масштаба – слетел с рельсов императорский поезд. Трагедия едва не унесла жизни всей царской семьи и привела к гибели 21 человека. Сразу в воздухе повис вопрос: что это было? Несчастливое стечение обстоятельств, халатность или террористический акт, направленный на главу государства?

По факту крушения было проведено следствие, однако его выводам не слишком поверили современники, сомневаются в них и нынешние историки

Что случилось под Бортками?

Фотография Царского поезда после катастрофы, изображение заимствованно из https://clck.ru/9juHH
Фотография Царского поезда после катастрофы, изображение заимствованно из https://clck.ru/9juHH

В день аварии царский поезд направлялся из Крыма в Санкт-Петербург. Он состоял из 15 вагонов и 2 паровозов, их вес был нормальным, техническое состояние – отличным

На перегоне между станциями Бортки и Тарановка поезд разогнался до 68 км/ч вместо положенных 42 км/ч. Состав разрушил верхнюю часть путей и с рельсов сошли десять вагонов

Последствия крушения были ужасающими. Из 15 вагонов уцелело 5, тяжелые царские вагоны, находившиеся в хвосте, буквально раздавили передние

Почти полностью разрушился вагон-ресторан в котором на тот момент находилась царская семья. Однако ни царь, ни его семья не пострадали. Говорят, что Александр III, обладавший огромной физической силой, на руках держал крышу, пока не подоспела помощь

Император лично руководил спасательными работами, а императрица помогала раненым. Только когда пострадавшие были эвакуированы, а погибшие – опознаны, Александр III с семьей двинулись в столицу

Расследование

Анатолий Кони, изображение заимствованно из https://clck.ru/aqSRV
Анатолий Кони, изображение заимствованно из https://clck.ru/aqSRV

Расследование возглавил обер-прокурор Анатолий Кони – человек крайне левых взглядов

Главной версией трагедии было влияние технических факторов – состояния ж/д путей и превышение скорости. С железной дорогой было действительно не все хорошо – комиссия вскрыла факты масштабного воровства и абсолютной халатности

Кони на докладе императору заявил, что не видит в аварии следов политического преступления. Иными словами, он полагал, что крушение царского поезда – это не теракт

Однако российская общественность не разделяла подобную точку зрения, ходили упорные слухи, что царя пытались убить

Или все же это был теракт

Тайная полиция Российской Империи, изображение заимствованно из https://clck.ru/aqSRb
Тайная полиция Российской Империи, изображение заимствованно из https://clck.ru/aqSRb

Кони вел официальное следствие, но было и другое – тайное. Его проводила полиция. Выводы получились противоположными. Сыщики установили, что авария поезда – следствие взрыва бомбы, которую заложил помощник повара. Позже установили его связь с эсеровскими организациями

Террорист планировал взорвать бомбу в вагоне-ресторане, когда там будет обедать императорская семья. Сам он сошел перед взрывом, а затем уехал за границу

В конце концов повар-террорист оказался в Париже, где предложил журналистам рассказать о причинах катастрофы царского поезда. Когда репортеры пришли по указанному адресу, то обнаружили мертвого террориста. Об этой истории много писала европейская пресса. Французская полиция нашла в бумагах покойного множество улик

А после этого Анатолия Кони неожиданно понизили в занимаемой должности, как любит говорить один ведущий в России: «Совпадение? Не думаю...»

Официальная пропаганда объявила спасение царской семьи «чудом» и «промыслом божьим». В честь него по всей стране было построено 126 храмов и 320 часовен

Всем кому понравилась данная статья, прошу оценить наш труд пальцем в верх и подписаться на канал, а также не пропустите видео на данную тему, которое выйдет 7 февраля