(1886-1951)
«Объединение народов России не может твориться силой только религиозной идеи. Здесь верования не соединяют, а разъединяют нас. Но духовным притяжением для народов была и останется русская культура. Через нее они приобщаются к мировой цивилизации. Так это было в петербургский период Империи, так это должно остаться… На русскую интеллигенцию ложится тяжкая ответственность: не сдать своих культурных высот, идти неустанно, без отдыха, все к новым и новым достижениям. Уже не только для себя, для удовлетворения культурной жажды или профессиональных интересов, но и для национального дела России»
Г. П. Федотов
Георгий Петрович Федотов родился 13 октября 1886 года в Саратове.
В 1904 году поступил в Петербургский технологический институт. После начала революции 1905 года в России вернулся в родной город, где включился в деятельность саратовской социал-демократической организации в качестве пропагандиста.
В августе 1905 года был впервые арестован за участие в сходке агитаторов, но был отпущен из-за недостатка улик и продолжил пропагандистскую деятельность.
Весной 1906 года скрывался под именем Владимира Александровича Михайлова в г. Вольске. 11 июня 1906 года был избран в Саратовский городской комитет РСДРП, а 17 августа был вновь арестован и выслан в Германию.
Посещал лекции по истории в Берлинском университете до высылки из Пруссии в начале 1907 года, а затем занимался средневековой историей в Йенском университете.
После возвращения в Россию осенью 1908 года восстановился на историко- филологическом факультете Петербургского университета, куда был зачислен по прошению ещё до ареста и высылки в Германию. В Петербургском университете сосредоточил свои занятия в семинаре известного медиевиста И. М. Гревса. Летом 1910 года вынужден был покинуть университет без сдачи экзаменов из-за угрозы ареста.
В 1911 году по чужому паспорту выехал в Италию, где посетил Рим, Ассизи, Перуджу, Венецию, занимался в библиотеках Флоренции.
Вернувшись в Россию, Г. П. Федотов в апреле 1912 года явился с повинной в жандармское управление и получил разрешение на сдачу экзаменов в Петербургском университете. После отбытия сокращенного срока ссылки в Карлсбаде близ Риги был оставлен при кафедре всеобщей истории Петербургского университета для подготовки магистерской диссертации. В 1916 году стал приват-доцентом университета и сотрудником Публичной библиотеки.
В 1918 году Федотов вместе с А. А. Мейером организовал религиозно- философский кружок «Воскресение» и публиковался в журнале этого кружка «Свободные голоса».
В 1920—1922 гг. преподавал историю Средних веков в Саратовском университете.
В 1922—25 гг. — научный сотрудник I разряда факультета общественных наук Петроградского (Ленинградского) университета.
В 1925 г. Федотов получил разрешение поехать в Германию для изучения Средних веков. На Родину он не вернулся. Он переехал во Францию, где с 1926 г. по 1940 г. был профессором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Был близок к Н. А. Бердяеву и Е. Ю. Скобцовой (матери Марии). В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси.
В 1931—1939 годах Федотов редактировал журнал «Новый град», в публикациях которого была предпринята попытка синтеза нового духовного идеала, объединяющего лучшие стороны социализма, либерализма и христианства. В 1939 году профессора богословского института предъявили Федотову ультиматум: или уйти из института или перестать писать статьи на политические темы в газете «Новая Россия» и других печатных органах леволиберального направления.
Вскоре после немецкой оккупации Франции в 1940 г. Федотов уехал в США, где с 1941 по 1943 гг. жил в Нью-Хейвене, являясь приглашённым исследователем Богословской семинарии Йельского университета.
Умер 1 сентября 1951 года в городе Бэкон (США).
Основные работы Г. П. Федотова
- «„Письма“ Бл. Августина» (1911)
- «Боги подземелья» (1923)
- «Абеляр» (1924)
- «Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского» (1925)
- «Св. Филипп Митрополит Московский» (1928)
- «Святые Древней Руси» (1931)
- «Стихи духовные» (1935)
- «Рождение свободы» (1944)
- «Россия и свобода» (1945)
- «Судьба империй» (1947)
Список очерков о философе
- Обзор творчества. Ч. 1
- Обзор творчества. Ч. 2
- Русская идея
- «Абеляр»
- Митрополит Филипп
- Святые Древней Руси. Ч. 1
- Святые Древней Руси. Ч. 2
- Стихи духовные. Ч. 1
- Стихи духовные. Ч. 2
- Стихи духовные. Ч. 3
- Будет ли существовать Россия. Ч. 1
- Будет ли существовать Россия. Ч. 2
- О гуманизме Пушкина
- К современной постановке еврейского вопроса
- Русская религиозность. Ч. 1
- Русская религиозность. Ч. 2
- Русская религиозность. Ч. 3
- Русская религиозность. Ч. 4
- Россия и свобода. Ч. 1
- Россия и свобода. Ч. 2
- Россия и свобода. Ч. 3
- Была ли революция неотвратимой
- Россия, Европа и мы
- Основы христианской демократии
- Схатология и культура. Ч. 1
- Схатология и культура. Ч. 2
- О свободе
- Христианская трагедия
- В защиту этики
Ознакомиться с очерками о философе - тут
Расширенный список русских философов: перейти