Еще в середине ХХ века под интеллигентностью в социологических и культурологических исследованиях Западной Европы понимался определенный набор духовных и морально-этических качеств, которые способны сложиться только в определенной культурной среде. Другим словом, чтобы в семье вырос интеллигент, необходимо, как считалось, не менее двух предшествующих интеллигентных поколений.
Братья Чеховы и их сестра Мария Павловна Чехова были интеллигентами в первом поколении, вопреки всем правилам. Приходится считать, что род занятий и интеллигентность — это два различных понятия. Наверно, так и есть!
Происхождение фамилии «Чеховы» тем интересно, что еще в середине 19 века, эта семья была крепостной. Крайне редко крепостные крестьяне вносились вносились в ревизские сказки, то есть переписи, под определенной фамилией. А тут еще такая «иностранная». Отец Павел Егорович рассказывал детям семейное предание о том, что их предки действительно попали на Русь из Чехии, и имели они на потерянной родине знатное происхождение.
Но параллельно с этим в семье существовало и другое предание. О том, что знаменитый мастер, отливший московский Царь-Колокол, Андрей Чохов — их далекий предок.
Чохов — это уже совсем другое, здесь связи с Чехией нет, русская фамилия.
Слово «чох», от «чихать», встречается во многих забытых русских поговорках. Например: Не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай.
Чохов и Чехов — это звучит для нас совершенно по-разному. Но в семье Чехова имя колокольного мастера писали «Чехов», очевидно имея в виду букву Ё.
В самом деле, буква Ё была введена в российский алфавит только в 18 веке. И мы до сих пор при письме ее редко употребляем, обходимся буквой Е. А какие у нас до сих пор сложные правила относительно того, когда писать Ё после шипящих, когда О!
Поэтому вполне возможно, что когда-то родовым именем Чеховых было «Чёховы». Это к вопросу о том, были ли в роду Чеховых чехи.
А род Чеховых испокон веку отличался высокой духовностью.
Первый из документально зафиксированных Чеховых, Евстратий, жил еще в XVII веке. Его внук, Михаил Емельянович Чехов, был в 18 веке крепостным Евдокии Степановны Тевяшовой и жил в ее имении под Острогожском, близ Воронежа. Украинские земли недалеко. И любопытно, что пятеро сыновей Михаила Чехова, выращенные им в исключительной строгости, обращались к отцу: «паночи». Видимо, западные корни у этой семьи все же были.
В конце 80-х годов XVIII века Евдокия Степановна Тевяшова вышла замуж за Дмитрия Васильевича Черткова. И село Ольховатка, где жила семья Чеховых, было отдано Черткову в качестве приданого.
И с этого времени начинается в истории рода Чеховых странная двойственность. Почему-то в этом селе с конца 18 века появились две родовых линии: крепостных Чеховых и свободных Чеховых, ремесленников. Архивные исследования не выявили у этих двух линий общих предков. Но ведь и те, и другие Чеховы, да еще в одном и том же селе!
Ничем интересным, кроме властности и строгости прадед Чехова не остался в истории. А вот брат его, Павел Емельянович, был личностью необычной. По какой-то причине он был отпущен хозяином собирать деньги на постройку храма, много лет ходил по России и действительно на собранные им деньги была построена церковь в Киеве.
Тут интересен и этот странник, посвятивший свою жизнь благому делу, и помещик, отпустивший своего крепостного ходить по миру.
В конце 19 века внук этого помещика, Владимир Григорьевич Чертков, станет близким другом Льва Толстого и издателем его произведений.
Один из пятерых сыновей Михаила Емельяновича Чехова, Егор Михайлович, был человеком незаурядным! С детства был так умен, что строгий отец отправил его обучаться грамоте, скорее всего, к дьячку. Это в дальнейшем дало толчок его предпринимательским способностям.
Грамотного юношу забрали на помещичий сахарный завод и сделали приказчиком. И там Егор Михайлович по-настоящему разбогател, откармливая отходами бычков на продажу. Ездил по всей южной России с поручениями и при этом занимался торговлей на собственные вырученные деньги.
Таким образом, удалось деду Чехова скопить огромную сумму 3 500 рублей, и в 1841 году он выкупил на волю себя и всю семью, кроме дочери Александры. На нее денег не хватило.
И Егор Михайлович попросил своего бывшего хозяина Черткова не продавать дочь на сторону, пообещав в скором времени заработать еще денег на ее выкуп. И помещик Чертков, подумав, просто подарил Егору Михайловичу Чехову его дочь.
Так семья Чеховых стала свободной. Егор Чехов тут же приписался к мещанскому сословию и постарался обеспечить будущность детей. Дочь выдал замуж в родное село Ольховатку. Сына Михаила отослал в Калугу учиться переплетному делу, а двух других сыновей, Митрофана и Павла, отца Антона Павловича Чехова, увез под Таганрог.
Дело в том, что умного и деятельного Егора Михайловича пригласил в управляющие граф Платов, хозяин необъятных владений в районе Таганрога и Ростова-на-Дону. С этого времени судьба семьи Чехова оказалась связанной с южным портовым городом Таганрогом.
Из цикла "Вокруг Чехова" http://olgaveiga.ru/?s=%D0%92%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3+%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0