Часть 4. Исследования о "Логосе" на стыке эр и цивилизаций.
(Все части смотрите здесь)
Итак, для начала "кратко очертим пути Логоса в истории мысли... первоначально логос обозначал всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию (с греч. Logos - слово, мысль, разум, закон). Логос является одним из основных понятий греческой философии. Как о законе и порядке, о Логосе говорил Гераклит: все совершается по логосу, который вечен, всеобщ и необходим. Далее Платон и Аристотель понимали Логос как закон бытия, и как логический принцип. Затем у стоиков термином «Логос» обозначается закон физического и духовного миров, так как они сливаются в пантеистическом единстве. В 1 веке представитель иудейско-александрийской школы Филон [ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э] развивал учение о Логосе как о совокупности платоновских идей [то есть сравнивая с исследованиями Платона (427—347 до н.э. ), греч. философа: далее о нем будет краткая справка; прим. админа], а также как о созидающей божественной силе (разуме) – посреднице между Богом, сотворенным миром и человеком..." (из статьи "Учение о Логосе", Алексей Верзунов)
- "...у Платона мы находим элементы позднейшего учения о Логосе – в учении об идее как объективной мысли, или о мире идей как абсолютной норме, цели и причине сущего. «Мировая душа» отличается от этого идеального начала, точно так же как отличается от него и субъективное человеческое сознание, человеческие понятия. Но странным образом мы не находим у Платона определенного учения о каком-либо субъекте идей – о всеобъемлющем абсолютном разуме как источнике или причине их. Правда, мы встречаемся у Платона с представлениями о божественном разуме, «царствующем» во вселенной (Phil 28 С и др.) и образующем, зиждущем ее. Иногда Платон прямо говорит об отце, демиурге, творце мироздания, хотя в таких случаях речь его получает своеобразную мифологическую окраску. Божественный разум, который мировая душа «принимает в себя», играет роль творческого начала по отношению к видимому миру, созидая его по образцу невидимых идей..." (Учение о Логосе в его истории , III Платон, Трубецкой Сергей Николаевич)
"Божество, тождественное с материальным миром, не есть Божество; Логос, тождественный с неразумной материей, не есть логос. Чтобы объяснить согласие познающего разума с познаваемой природой, стоики догматически утверждают безразличное тождество того и другого, вопреки очевидному различию. Действительность, как она существует, не тождественна с нашими понятиями, точно так же, как она не тождественна с нашими чувственными представлениями и восприятиями. Критерий истинного знания не может заключаться ни в чувственности, ни в рассудке [то есть эмпирическое знание, получаемое органами чувств, не является абсолютным, объективным и полным; прим. админа]. Отсюда был один шаг к философии веры, искавшей источника достоверного гнозиса (греч. "ведения [знания]") в откровении [то есть получении знания от его Источника и Обладателя, свыше; прим. админа]. В этой религиозной философии (развившейся, главным образом, в Александрии, где зап. философские учения встречались с религиозными идеями Востока [подробнее об уникальности Александрии смотрите в статье "Александрия в истории человечества и богословия"]) наиболее значения имела система иудея Филона (в начале нашей эры), который пытался соединить результаты греческого умозрения с законом Моисея и откровением Ветх. Завета.
Понятие Логос, заимствованное [или скорее синхронизированное; прим. автора] от стоиков, но видоизмененное в интересах религиозного теизма, послужило ему к решению этой задачи... Мироздание, промышление, откровение Божества предполагает ряд посредствующих деятелей, сил и начал: в этом качестве являются Филону идеи Платона, λογοι σπερματικοί [греч. логои сперматикои - осеменяющие идеи, разумы] стоиков, ангелы евреев и демоны эллинов [(др.-греч. δαίμων, даймон, «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра; прим. админа] . Они представляются то как свойства — эманации самого Божества, то как отдельные от него личные посредники (ангелы), то, наконец, как физические энергии (логосы стоиков), действующие в мире и являющиеся в нем. Все эти силы (δυνάμεις) совмещаются в Логосе, посредствующем между Богом и миром. Логос Филона есть:
1) сила и разум самого Божества, Его непосредственная эманация, заключающая в себе совокупность всех других сил;
2) идея мира, заключающая в себе совокупность творческих первообразов творения (идеальный план творения);
3) творческая энергия, которая созидает собою и одушевляет мир наподобие Логоса стоиков, проявляясь во всех его многообразных формах и видах;
4) наконец, для всех причастных Логосу разумных существ — посредник откровения, при чем он является иногда как личный посредник, верховный «ангел» [АРХангел] Божий. Филон называет его также «первосвященником», «единородным Сыном Божиим» или «вторым богом» в отличие от первого, нерожденного Божества и от «третьего бога» — сотворенного мира, в котором он воплощается. Как человеческая мысль есть внутреннее невысказанное слово (λόγος ενδιάθετος), отличное от высказанного (λόγος προφορικός) и вместе тождественное с ним, так и божественное Слово в одно и то же время тождественно с миром (как его умопостигаемая сущность) и отлично от него (как идея). Точно так же определяется и отношение Логоса к единичной человеческой душе: он отличен от нее, хотя сообщает ей ее жизнь, силу, разумность и познание — и в то же время отдельные праведные души могут уподобляться ему, как бы воплощая его в себе. Мало того: они могут путем экстаза [воодушевления, переход от обычного состояния к возвышенному, влияние свыше; прим. админа] достигать непосредственного соединения с Божеством (таковы пророки).
Филоном заканчивается дохристианский период истории Логоса... Как универсальный творческий разум, Логос является Филону высшим понятием философии и вместе ключом к пониманию открывания Ветх. Завета. В этом смысле учение Филона в связи с другими особенностями его философии имело громадное влияние и на христианскую мысль..." (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , Логос)
"Как философ, Филон был сторонником эклектического среднего платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшего в его родном городе. Подобно другим современным ему эклектикам [Эклекти́зм (от др.-греч. ἐκλέγω «избираю») — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем; прим. админа], он видит в таком учении общую суть всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим иудеям‑эллинистам, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали древние философы[2]." (Википедия, Филон Александрийский)
"Использование греческого термина Логос (как эквивалента арамейского Мемра) давал повод многим исследователям искать его корни в Платоновом Логосе, а также в трудах еврейского философа Филона Александрийского (1-й век до Р.Хр.). В философии Платона есть учение о Логосе, напоминающее таргумическое Мемра и Логос Иоанна [еврей, писатель одного из христианских евангелий ("В начале был Логос [Слово] и Логос был у Бога..."), из "Нового Завета" - второй части Библии, после Иисуса Христа; прим. админа], однако речь вряд ли может идти о влиянии платонизма: слишком очевидно, что эта концепция восходит к ветхозаветному учению о Слове Бога, с одной стороны; учение же Платона о Логосе проистекает из его представления о Боге как Перводвигателе вселенной и присутствии Его разумного начала (логоса) во всех вещах сотворенного Им мира, с другой. Несомненно, что подобие между двумя этими концепциями есть, но это сходство вовсе не означает заимствования одного из другого (по крайней мере, методология исторического анализа источников не позволяет сделать такого вывода).
Это подобие (но не тождественность!) в понимании Бога как трансцендентного, но являющего Себя в посреднике-Логосе в иудаизме и античной философии привела к появлению синкретического учения Филона Александрийского, в котором Логос выглядит как некое «промежуточное» божество, связывающее материальный мир с Всевышним." (Дмитрий Цолин, "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)")
"...Исследователям хорошо известно, как часто (более 1400 раз!) Филон упоминает термин "логос" в дошедших до нас сочинениях, а также как сложно систематизировать смыслы, которые он вкладывает в это слово. В его мысли можно уловить смелые попытки совместить традицию иудейской мудрости с философскими понятиями платоников и стоиков ради изложения основных иудейских религиозных постулатов так, чтобы они были понятны и доступны читателям, знакомым с философской культурой того времени. Разумеется, в некоторых текстах за выражениями мысли Филона можно с легкостью обнаружить нечто напоминающее веру в Логос как действительно посредническое существо, меньшее божество, через которого Бог осуществляет свою связь с миром. В самом деле, в Вопросах и ответах на Книгу Бытия 2.62 Филон называет Логос «вторым богом» (ton deuteron theon) и утверждает, что «Бог», по образу которого был сотворен Адам, согласно Книге Бытия 1:27, на самом деле, представляет собой Логос, подобием которого служит разумная часть человеческой души. По мнению Филона, невозможно помыслить о чем-либо земном как о непосредственно образе самого Бога. В Вопросах и ответах на Книгу Исхода 2.13, согласно Филону, Логос, по-видимому, идентифицируется с «ангелом», посланным Богом Израилю во время блужданий по пустыне (имея в виду рассказ из Книги Исхода 23:20–21), и в данном тексте Филон называет Логос «посредником» (mesites).
Филон также использует широкий набор других возвышенных эпитетов для того, чтобы охарактеризовать Логос: «первородный» (protogonon), «архангел», «Имя Божье» (О смешении языков 146), «правитель мира и главный управляющий» (kybernetes kai oikonomos, см. Вопросы и ответы на Книгу Бытия 4.110–11). У этого автора можно обнаружить полный набор божественных атрибутов, который мы приведем, начиная с самых важных и далее в порядке убывания их значимости: «созидающая сила» (he poietike), «царская сила» (he basilike), «милостивая сила» (he hileos), затем две «законодательные» силы (nomothetike), с помощью которых Бог предписывает или запрещает какие-либо действия; и над всеми этими понятиями властвует «божественное Слово» (theios logos), главная из Божьих «сил» (dynameis; см., к примеру, О бегстве и обретении 94–105, где содержится обсуждение «сил» в связи с ветхозаветными образами городов, в которых можно обрести убежище [94–99, 103–105], а также предметы, наполняющие скинию Моисея [100–102]).[25]
В сочинении Филона О смешении языков можно обнаружить довольно пространное обсуждение понятия Бога как небесного властелина, окружившего себя бесчисленными «силами», которых от использует в своем управлении сотворенным миром (168–175). Филон также упоминает ангелов, находящихся в услужении у этих небесных сил. Таким образом, все эти сонмы небесных существ представляют собой нечто вроде «армии» с ее небесным «контингентом» и военными «чинами». В данном случае мы со всей ясностью видим такой аспект религиозного сознания, согласно которому Божье управление миром представляется небесным прообразом древнего императорского двора, в котором Бог правит как «Царь». На основании других свидетельств, обнаруживаемых в текстах Филона (к примеру, О смешении языков 146, где о «первородном Логосе» говорится как о «старшем среди ангелов, своего рода правителе», ton angelon presbytaton, hos an archangelon), мы можем прийти к заключению, что Филон интерпретировал фигуру божественного Логоса как Божьего визиря или главного управляющего в небесном собрании. В сочинении О бегстве и обретении 101–102 Филон уподобляет связь Логоса с пятью главными «силами» возничему, направляющему поводья его лошадей, где сам Бог в качестве хозяина восседает на колеснице и дает указания своему возничему, направляющему «поводья Вселенной»..." (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии", Логос: https://iknigi.net/avtor-sbornik-statey/110621-nebesn.. )
"Филон Александрийский, судя по всему, послужил как бы переходным звеном двух эпох - иудейской и христианской, показав что у Бога есть уникальный и первый небесный сын и служитель, называемый Логос и Премудрость Божья, который является Архангелом, сотрудником-посредником в сотворении мира, и ключевой фигурой в искупительном замысле Бога и управлении вселенной. Судя по всему немного знакомый с некоторыми иудейскими толкованиями эпохи второго храма, насчет Метатрона, Михаила, Филон так или иначе связывает их с наименованием Логос (Слово), которое фигурирует в Танахе (т.н. "Ветхий Завет", и которое Филон встречает в трудах греческих мыслителей), как и "Ангел Господень", в котором имя Божье, "глава ратей Иеговы". Филон описывает его в мессианских "красках" и "оттенках", которые чуть позже во многом используют новозаветные писатели в отношении Иисуса Христа (Мессии)." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7. Итоги и заключение: Назад в будущее 2 - от самого начала в конец.")
Ну а в следующей части статьи мы посмотрим откуда у иудея Филона возникло такое понимание о Логосе именно из "Ветхого Завета", который начал писаться задолго до греч. философов и предвосхитил их некоторые (как видно неполноценные и где-то запутанные, противоречивые) изыскания о Логосе, вселенной и бытии. А также: как "Ветхий Завет" и отчасти Филон Александрийский подготовили почву для апогея откровений Библии - "Нового Завета" и подлинно христианского всемирного просвещения.
(читайте продолжение в Части 5-й)
#История #наука #философия #логос #библия #евангелие #богословие #Иисус христос #мессия