Сегодня мы, дочитав рассказ Толстого «После бала», принялись за сочинение. Пишут восьмиклассники — пишу и я.
При обсуждении этого произведения один из вопросов звучал так: «Как вы думаете, что стало с героями рассказа?» Конечно, все начали говорить о разочаровавшемся в военном поприще Иване Васильевиче, о обиженной Вареньке, я же сейчас хочу вам рассказать о судьбе другого, самого незаметного, персонажа.
Из далекой деревни, неважно, какой именно, таких деревень в России и тогда и сейчас в любой стороне пруд пруди, призвался на службу в царскую армию парень. Вот бывают парни, на которых глянешь: бравый вояка, а бывают такие, как наш солдатик. Ни ростом не удался, ни силой, одно название — солдат армии Николая Палкина. Почему Палкина, да потому что именно Николай I ввёл в армии муштру и шпицрутены, то есть палки, которыми проводились наказания. За любую провинность полагались палки, каждый проступок «стоил» определенное количество шпицрутенов, после 3 000 остаться в живых было невозможно…
Нашему солдатику пришлось служить в полку, стоящем в одном провинциальном городе. Службу он нес как мог, терпеливо снося все невзгоды, ведь срок службы был ужасно велик, 20 лет — целая жизнь. Иногда, чаще перед тем, как забыться беспокойным тяжелым сном, он вспоминал свою деревню, стариков родителей, вспоминал, как мать и сестры оплакивали его почти как покойника, как отец и братья держались изо всех сил... Он был младшим сыном в семье:
У отца было, у матери три сына любимых.
Отец с матерью всю ночь не спят,
Всю ночь не спят, за столом сидят,
За столом сидят, думу думают
«Нам которого сына в солдаты отдать?
Большого-то отдать - детей много;
Среднего отдать - жена хороша,
Жена хороша, больно услужлива,
Уж отдать ли, нет ли сына малого,
Сына малого, неженатого»
А меньшой-ет сын расплакался,
Отцу с матерью разжаловался:
«Государь ты мой родной батюшка,
Государыня моя матушка!
Или я вам не тот же сын?
Или я вам не кормилец был?»
(русская народная песня)
Шансов на то, что он вернется домой да еще и застанет родственников в живых, был ничтожно мал.
Но видимо кто-то там, в другом мире, знал, что из этого, слабого физически человечка вырастет со временем богатырь духовный. Много чего вытерпел на службе наш солдатик. Вот одно происшествие запало ему в душу, заставило ее перевернуться и крепко встать на ноги.
Было это в последний день масленицы. Рано утром, в пятом часу выгнали всех на плац и каждому в руки — шпицрутен. Этими шпицрутенами в тот день наказывали татарина, попытавшегося совершить побег. Оголенный по пояс, привязанный к ружьям двух солдат, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударам, подвигался к нашему солдатику, то опрокидываясь назад — и унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад.
При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, солдат расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».
Не смог наш герой поднять руку на ближнего, неловко замахнувшись, он лишь вскользь задел окровавленную спину бедняги. Тут же у его лица появился кулак в дорогой замшевой перчатке:
— Я тебе помажу, будешь мазать? Будешь?
И бил и бил по лицу солдата своей сильной рукой только за то, что тот недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина, за то, что помилосердовал.
Этот случай настолько поразил самое сердце солдата, что, закончив, к счастью, службу, не стал он возвращаться в родной дом, а, поскитавшись по разным сторонам, нашел приют своей душе в монашеской обители. «Не стоит село без праведника» — это про нашего солдатика, и про других таких же воинов, которые ежедневно и еженощно совершают свой подвиг на поле духовной брани. Нет, они не воюют с мечом, они тихо молятся о том, чтобы мы все стали чуточку лучше и, поднимая руку на другого, бессильно опускали ее.
Ведь настоящая Сила заключается именно в смирении и всепрощении.
И в Любви.
P.S. Вот таким получилось мое сочинение...
В публикации использованы цитаты из рассказа Л.Н.Толстого "После бала", они не оформлены по правилам пунктуации нарочно, так я попыталась соединить свою фантазию и гениальное произведение писателя!
#мой обожаемый 8класс