Доброго времени суток всем!
Сегодня утром муза творчества отвернулась от меня, и тема статьи никак не складывалась в моей голове. Муж уехал по делам, и я решила прибраться в квартире. ( Убираться я люблю в отличии от "стояния у вечного огня", то бишь готовки).
Кружусь с тряпками- швабрами-ведрами и вдруг замечаю, что пою. Пою русскую народную песню "Степь, да степь кругом". Весь текст не знаю, перехожу на "Миленький ты мой", третьей пошла революционная "Там вдали, у реки".
В моем детстве мы часто пели с мамой, правда, в основном порознь. Несмотря на присутствие абсолютного слуха от природы, мы, видимо, по-разному чувствовали музыку, и дуэт часто прерывался взаимными придирками.
Когда приезжали в гости к тетям, маминам сёстрам, за столом, приняв на грудь погорячее, обязательно запевали. Семейство у нас выдалось музыкальное, и хор получался примечательный.
Нередко пели во время неспешных дачных прогулок. Это было какой-то естественной, неотъемлимой, само собой разумеющейся частью жизни и не только нашей семьи, но и общества в целом. Кто бы мог подумать, что это когда- нибудь перестанет быть.
Конечно, песни продолжают идти с нами бок о бок в телефоне, наушниках, автомагнитолах, караоке, поют бродячие артисты всех мастей с гитарами наперевес. Но все же это нечто иное. Каждый слушает "свою" музыку, да и трудно себе представить группу, запевающую хором творчество Цоя или Газманова, о современных авторах вообще молчу.
Пришли другие стили и направления. И это, наверное, единственно верный путь, развитие не останавливается никогда. Но что-то очень ценное мы утратили с переходом на более динамичную музыку, которую затруднительно петь компанией.
Однажды я ехала на дачу на майские праздники, как всегда выполняя кросс после электрички в полтора километра с препятствиями, то есть - с тяжестями. И неожиданно, уже на территории товарищества, услышала не громкое, не пьяное, не вульгарное пение. Трое или четверо человек пели стройно, слаженно, я бы даже сказала бережно. Звучали популярные, ставшие народными, советские песни. Я непроизвольно остановилась от наполнившей сердце теплоты.
Мне кажется, что застольные песни являлись частью общего диалога при встрече, его логическим продолжением после того как все важные новости поведаны в ещё трезвом виде, незначительные - упомянуты при первых тостах и закуске, а вот после следовали песни. Они объединяли начавших ссориться, знакомили новеньких с остальными в компании, сплачивали друзей. В них высказывали то, что стеснялись сказать "прямым текстом"; песня сглаживала "острые углы": социальные, финансовые, религиозные и иные распри, настраивала всех присутствующих на одну, близкую и понятную, "волну": любовь, грусть, озорство и веселье.
Песня примеряла противоречия, завершала любовью самые разные стороны бытия: колыбельная - уверяла малыша в материнской любви, несмотря на все его шалости в течение дня; частушки - позволяли выпустить пар и посмеяться от души без злости и досады; мало событийные, очень простые музыкально и не наполненные глубоким смыслом, типа " Во поле березка стояла" - помогали выполнять ежедневную необходимую работу без излишних сокрушений, с бОльшим настроением. Во истину " нам песня строить и жить помогает".
Так складывалось общество, в котором каждый чувствовал и принимал как себя, так и другого, равнозначными в данной среде.
Конечно, не песней единой, как говорится. Но как-то очень-очень жаль веками нажитого и так быстро растаявшего обычая.
А Вам?