Найти тему
Народ Востока

Моше Ицкович Бланк: за что прадеда Ленина изгнали из еврейского кагала?

У вождя мирового пролетариата была большая и дружная семья. Две родных сестры и один брат Ильича прожили сильно дольше него и ушли из жизни в 1930-1940-х годах. Каждый из них оставил очень обширные воспоминания о своем великом родственнике, который стал известен на весь мир.

В этих мемуарах проводится мысль, что в семье Ульяновых о происхождении матери не говорили. А ведь фамилия у нее была очень интересная – Бланк. Она могла принадлежать, как минимум, трем народам. Но учитывая, что дед родился в Житомире, наиболее вероятными были еврейские корни.

Анна Ильинична, самая старшая из детей четы Ильи Ульянова и Марии Бланк, писала, что обстоятельства их происхождения не были известны при жизни ее знаменитого брата. И считала, что у настоящих коммунистов-ленинцев не имеется причин, чтобы об этом молчать. Тем не менее, Виссарионыч посоветовал ей держать язык за зубами. А уж быть убедительным он умел.

Но давайте расскажем, что отечественные и зарубежные историки раскопали насчет родственников Ленина по матери.

Моше Ицкович Бланк появился на свет в Речи Посполитой где-то между 1758-м и 1763-м годами. Его место рождения неизвестно, но конце 18-го века он держал трактир в местечке Староконстантинов, что на Волыни. К тому времени Польша уже была разделена, и этот регион достался Российской империи. Когда в 1897-м году в стране была проведена первая перепись населения, более половины жителей этого городка исповедовали иудейскую веру.

Илья Ульянов. отец
Илья Ульянов. отец

Судя по всему, у этого человека был довольно тяжелый нрав. По крайней мере, он точно конфликтовал со своими земляками. Именно поэтому нам настолько хорошо известна его биография – в судебных трениях с соседями Моше провел всю свою жизнь. В 1803-м году те донесли, что трактирщик скоммуниздил у них сено. Через два года заявили, что в корчме продается дешевая горилка под видом дорогой. Еще чуть позже началась тяжба, что старый Бланк решил запустить красного петуха своим недоброжелателям. Но и его собственный дом тоже сгорел.

Но и прадед юриста Ленина оказался тоже не лыком шит. Через некоторое время он сам вышел на тропу войны и нанес еврейским пейзанам ответный удар – заявил властям, что кагал уклоняется от налогов и мухлюет насчет внесения платы за освобождение детей от царской армии. А ты, анонимус, насколько далеко готов пойти, чтобы насолить противным соседям?

Так или иначе, Моше был оправдан по всем пунктам, но был вынужден переехать с семьей в Житомир. Сруль, младший из его сыновей, будущий дед Ленина, родился именно там. К этому времени давний спор разрешился пользу бывшего трактирщика – ему даже выплатили 15 тысяч рублей (колоссальная сумма!). Но он все равно затаил обиду. Последующие годы наш герой постоянно писал письма императору Александру, в которых говорил, что борется за истинный иудаизм. А когда этого царя не стало, начал писать Николаю, который более строго относился к еврейскому народу.

Сруль Мойшевич, дед
Сруль Мойшевич, дед

Этот человек предлагал запретить евреям молиться за пришествие мессии и предписать им просить Господа, чтобы тот даровал здоровье императору и его семье. Он выступал за запрещение хасидской версии иудаизма, был против практики использования евреями шабесгоев (субботних помощников) и выдвигал иные меры, которые помогут его соплеменникам отказаться от иудейства. Некоторые из его советов были приняты во внимание, но лишь после того, как Моше ушел из жизни. То есть, никакого чувства триумфа он испытать не успел.

Видимо, чтобы спасти потомство от какого-либо влияния соплеменников, Бланк отдал своих детей в обычную русскую школу. Это было довольно необычно для евреев в те времена. Судя по всему, это имело свой эффект – сыновья вскоре перешли в православие. Их крестными отцами были важные чиновники из Петербурга. Правда, сам Моше крестился лишь незадолго до ухода из жизни – опасался недовольства своей глубоко верующей жены.

Его сын Сруль Мойшевич, позднее Александр Дмитриевич Бланк, отучился в северной столице на медика и имел богатую врачебную практику. В том числе, исцелил молодого Тараса Шевченко от «непристойной» болячки, которую тот подхватил из-за романа с третьесортной актриской.

Мария Бланк, мать
Мария Бланк, мать

За свою деятельность на ниве медицины этот человек будет вознагражден потомственным дворянством. Он отойдет от профессии в возрасте слегка за сорок лет и приобретет небольшую деревню с тридцатью девятью крепостными мужиками. Его единственный сын наложит на себя руки по причине карточного долга, а каждую из своих пяти дочек Сруль выдаст за школьных учителей.

#евреи #ленин #коммунизм