Конечно, петербургское метро моложе московского. Даже не сильно моложе - если бы не начало Великой Отечественной войны, то разница в возрасте между первыми линиями и первыми станциями питерского и московского метро была бы примерно в десять лет. Но из-за войны строительство метро в Северной столице задержалось.
Если сравнивать станции московского и питерского метрополитена в визуальном плане, то четко прослеживается веяние новых подходов, смена ориентиров и переход к новому этапу в истории СССР. Нет шика, дорогих материалов, помпезности - все отчасти скромно, утилитарно и без лишнего пафоса. Хотя первые станции петербургского метро все еще могут похвастать более богатым в архитектурном плане образом, нежели те, что построены позже. Но обо всем по порядку.
Первая линия метрополитена в тогдашнем Ленинграде начала свою работу в середине 50-х годов - в 1955 году была введена в эксплуатацию первая очередь Кировско-Выборгской, или красной, линии между станциями "Автово" и "Площадь Восстания". Протяженность участка составила чуть больше десяти километров.
Станция метро "Автово", пожалуй, одна из самых красивых в Петербурге. Это были еще 50-е, тогда только только начинали борьбу с архитектурными излишествами и на многое закрывали глаза. Поэтому "Автово", как и некоторые другие станции на линии, даже немного смахивает на первые станции московского метро. Кстати, "Автово" в 2014 году заняла почетное седьмое место в списке самых красивых станций метро в мире по версии Guardian.
О названии. Многие могут подумать, что название станции неким образом связано с чем-то автомобильным. Но нет, это название исторического района, ойконим, до появления на этом месте городских просторов здесь располагалась деревня в финским названием "Аутово".
Во время проектировки станции при входе задумывалось размещение профиля Сталина, но после известного события от этой идеи решено было отказаться.
Здание станции венчает купол, основание которого изнутри опоясывает надпись "Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой".
Первое время на станции даже не было турникетов. Она стала первой в Ленинграде без эскалаторов, так как является станцией мелкого заложения. Широкая винтовая лестница ведет во второй зал, где располагаются кассы.
Там же есть барельеф, посвященный защитникам Ленинграда.
К поездам ведет еще одна широкая лестница. Плоский потолок зала поддерживают 46 колонн, из которых 30 облицованы мрамором, остальные - пластинами из литого стекла с обратным рельефом.
Вообще изначально планировалось стеклом облицевать все 46 колонн, но строители не успевали проделать работу к сроку сдачи станции в эксплуатацию и оставшиеся колонны покрыли мрамором. Предполагалось, что это временное решение, однако потом Хрущев начал борьбу с архитектурными излишествами и внешний вид колонн менять не стали.
Свет в зале обеспечивают массивные люстры. Сам потолок также богато украшен.
С 2010 по 2012 год на станции проводили капитальный ремонт потолка, необходимо было усилить его гидроизоляцию. Были заменены несущие конструкции подвесного потолка и некоторые элементы оформления. После ремонта весь потолок был воссоздан в первоначальном виде.
Путевая стена также украшена решетками на военную тематику.
В 2006-2007 годах проводилось усиление гидроизоляции тоннелей и также провели работы по гидроизоляции путевых стен станции. После ремонта, как и потолок, все предстало перед пассажирами в первоначальном виде.
Мозаичное панно "Победа" венчает архитектуру станции.
На этом все. В следующих публикациях продолжу рассказывать о станциях красной линии Петербургского метро.
Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые публикации! Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Канал на YOUTUBE - здесь.