Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Туринская плащаница: настоящий саван Иисуса Христа?

Оглавление

С 1694 года в Италии в деревянном ковчеге с серебряным окладом католического собора Иоанна Крестителя хранится Туринская плащаница. Это одна из главных святынь христианского мира, на ее полотне сохранился отпечаток мертвого тела сына божьего.

Туринская плащаница, фото Джузеппе Енриэ 1931. Белые треугольники в центре: заплаты, которые были сделаны после пожара 1532 года. Белые квадраты по краям, кусочки ткани, взятые на анализ в 2002 году. В центре слева видены голова, тело человека, со соложенными на груди руками. Справа голова спина и ноги человека. Саван посредине складывался пополам.
Туринская плащаница, фото Джузеппе Енриэ 1931. Белые треугольники в центре: заплаты, которые были сделаны после пожара 1532 года. Белые квадраты по краям, кусочки ткани, взятые на анализ в 2002 году. В центре слева видены голова, тело человека, со соложенными на груди руками. Справа голова спина и ноги человека. Саван посредине складывался пополам.

Миллионы верующих людей считают ее подлинным саваном, в который тайный ученик Христа, иудейский старейшина Иосиф из города Аримафея перед погребением завернул тело Спасителя, снятое с распятия.

Фотокопия в натуральную величину в римско й церкви Санта Кроче ин Джерусалеме
Фотокопия в натуральную величину в римско й церкви Санта Кроче ин Джерусалеме

Туринская реликвия – это один из самых загадочных святых артефактов: споры по плащанице, а также исследования ее подлинности, не прекращаются до сих пор.

История реликвии

История появления плащаницы также таинственна и полна загадок. О погребальных пеленах упоминают все четыре автора канонических Евангелий (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).

…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Евангелие от Марка

Значит о погребальных пеленах Спасителя было известно с древних времен. Сохранилось письмо священнослужителя Епифания Кипрского епископу Иоанну II Иерусалимскому, датированное 393 годом, в котором сказано о том, что на Востоке в конце 4 века люди поклонялись изображению Спасителя на большом тканом полотне, хранившемся в городе трех религий – Иерусалиме.

Караваджо, Положение во Гроб, 1510, Пинакотека Ватикана
Караваджо, Положение во Гроб, 1510, Пинакотека Ватикана

Один из исследователей плащаницы Я.Вильсон предположил, что последователи Христа, вывезли полотно из Палестины в город Эдесса, находившийся в те времена, хотя и под властью Рима, но имевший собственного монарха. В «Истории Церкви» Е.Кесарийского имеется рассказ об исцелении от болезни эдесского царя Авгаря с помощью плащаницы.

После кончины Авгаря власть в городе захватили язычники, уничтожившие общину христиан. Полотно успели спрятать, замуровав в нише городской стены. В VI веке при реставрации стены ее обнаружили и передали в кафедральный собор Святой Софии Эдессы.

Питер Пауль Рубенс, Снятие с креста, 1611-1614, Собор Богоматери в Антверпене
Питер Пауль Рубенс, Снятие с креста, 1611-1614, Собор Богоматери в Антверпене

В X веке император Византии Роман I Лакапин, взявший осадой Эдессу, после длительных переговоров сумел выкупить плащаницу и доставить ее в Константинополь.

Там она хранилась до начала XIII века и исчезла во время Четвертого крестового похода западных христиан в 1204 году, когда крестоносцы устроили страшный погром и вывезли сокровища. Многие святые реликвии были безжалостно распроданы или уничтожены.

О пропавшей во время погрома плащанице не было ничего известно почти 150 лет, пока в 1353 году французский поэт, дипломат, глубоко религиозный и очень богатый рыцарь Жоффруа де Шарни не объявил, что плащаница находится у него.

Джотто ди Бидоне, Снятие с креста, 1302-1305, капелла Скровеньи, Падуя. Второй мужчина справа Иосиф, у него на плечах плащаница.
Джотто ди Бидоне, Снятие с креста, 1302-1305, капелла Скровеньи, Падуя. Второй мужчина справа Иосиф, у него на плечах плащаница.

Существует несколько версий, как она у него оказалась. Истории эти длинные и недоказанные документально: от версии хранения полотна у ордена тамплиеров, в котором состоял рыцарь, до покупки им плащаницы во время поездки на Восток.

Винсент Ван Гог, Пьета, 1889, Амстердам
Винсент Ван Гог, Пьета, 1889, Амстердам

Погребальное полотно долго хранилось в роду рыцаря, потом было передано герцогам Савойским. У них она, хоть и пострадает во время пожара в часовне Шамбери, где хранилась, но все же большей частью уцелеет.

Рафаэль Санти, Снятие с креста, 1507, Галерея Боргезе, Рим
Рафаэль Санти, Снятие с креста, 1507, Галерея Боргезе, Рим

Когда столицей герцогства Савойского становится Турин, плащаница в конце XVI переезжает туда, где для ее хранения построили часовню. Здесь она и хранится до сих пор.

Отпечаток тела Христа или нет?

Туринская плащаница – это большой (4,42 на 1,13 м) кусок ткани изо льна, на котором можно увидеть силуэт тела человека, как бы в негативном изображении.

Но не вблизи, а только с расстояния не менее 2 метров отчетливо проявляются две проекции тела: спереди со сложенными руками и со спины. Особенно четко проступают детали лица, такие как борода, длинные волосы, губы, пальцы.

Изображение лица на туринской плащанице: негатив и позитив
Изображение лица на туринской плащанице: негатив и позитив

Туринская реликвия выставляется для всеобщего обозрения редко: раз в 30 лет или по крупным праздникам. В конце XIX века, во время одной из таких демонстраций, юрист и фотограф-любитель Секондо Пиа сфотографировал полотно. А при проявлении снимков он увидел на негативах человеческий облик.

Фото: позитив и негатив
Фото: позитив и негатив

Это событие заставило ученых, медиков, историков и богословов приступить к более тщательному исследованию плащаницы, наиболее серьезно это удалось сделать не ранее конца 20 столетия.

Что выяснили исследования, проведенные с конца XIX века:

  • изображение тела в полный рост принадлежит мужчине;
  • его рост – 175-180 см, вес – 75-85 кг и приблизительный возраст – 30-45 лет;
  • на ткани обнаружены следы более 370 ран от бичевания на груди, спине и ногах, следы кровоподтеков на голове от колючек тернового венца, от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, огромное пятно крови от ранения в левом подреберье;
  • следы от монет, которые, похоже, лежали на глазах человека, завернутого в ткань, монетная символика характерна для монет правления Понтия Пилата.

Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры.

Изображение рук с ранами. Мы не видим большой палец, во время распятия он загибался внутри ладони и там оставался в результате повреждения сухожилий. В средние века думали, что к кресту прибивали ладони, на самом деле гвоздь вбивали между двух костей выше ладони.
Изображение рук с ранами. Мы не видим большой палец, во время распятия он загибался внутри ладони и там оставался в результате повреждения сухожилий. В средние века думали, что к кресту прибивали ладони, на самом деле гвоздь вбивали между двух костей выше ладони.

Эти результаты вполне убеждают в подлинности туринской плащаницы. Однако возраст ткани, определенный радиоуглеродным анализом в 1988 году, был определен как период, относящийся к средним векам (XIV век). А Христос был распят ориентировочно с 30 по 33 годы нашей эры.

Последняя капелла слева от алтаря в туринской кафедральном соборе- место хранения туринской плащаницы
Последняя капелла слева от алтаря в туринской кафедральном соборе- место хранения туринской плащаницы

Однако это исследование позже стало оспариваться другими исследователями, доказывающими возможности ошибки даты. Они считают, что образцы для исследования могли быть взяты не из оригинальных участков полотна, а из боковой части, которые были пришиты позже.

туринская плащаница
туринская плащаница

В одном из новых современных анализов исследователи даже смогли доказать, что более половины волокон в образцах 1988 года были вплетены монахинями в XVI веке в ткань I века. И это еще не окончательные результаты, с развитием современных технологий могут быть раскрыты еще немало тайн плащаницы.

Месса около выставленной на всеобщее обозрение и поклонение туринской плащаницы
Месса около выставленной на всеобщее обозрение и поклонение туринской плащаницы

Только факты.

Кровь на ткани.

В 1981 году учёными-криминалистами Пьерлуиджи Баймой Боллоне, Марией Йорио и Анной Лючией Массаро было проведено исследование отпечатков крови на Саване. Исследователи сделали вывод, что она принадлежит к IV группе (АВ)

ДНК

Проведённый в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп.

Иконография.

Правая рука намеренно удлинена для закрытия области гениталий в угоду «благочестивой скромности», а также, что изображение Иисуса на ткани соответствует иконографическому стилю византийского периода, в то время ранние изображения Иисуса в катакомбах Рима изображают его безбородым, а в Евангелии и вовсе не даётся никакого описания внешности

Во время II мировой войны плащаницу перевезли из турина на юг Италии в регион Кампанья и спрятали в горном монастыре. В Турин ее вернули в 1946 году. Это было последнее перемещение плащаницы.

Туринская плащаница выставлена на всеобщее поклонение
Туринская плащаница выставлена на всеобщее поклонение

Ватикан не имеет официальной позиции по вопросу происхождения Туринской плащаницы. У Святого Престола нет намерения вступать в дебаты по поводу датировки плащаницы

Православная церковь также не имеет официальной позиции по вопросу подлинности. Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как «Нерукотворный образ Спасителя».

С 3 минуты я показываю копию туринской плащаницы в Риме в натуральную величину.

Ваше мнение, могла ли сохраниться до наших дней настоящая ткань-саван, даже просто как материал?

Хотя последние 500 лет ткань нисколько не изменилась, пока хранится в Турине.

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях .

Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Мы посещаем церкви с реликвиями во время экскурсии Рим Христианский.

Смотрите мои прогулки по Риму он-лайн и сторис в моем Инстаграмм Sv_sinitsa

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем сайте.

#живопись #история #церковь