Найти тему

Интервью: Как открыть автосервис с нуля?

В качестве бизнес-идеи открытие автосервиса никогда не потеряет своей актуальности. Но с чего лучше начать новичку? Как правильно подобрать помещение и отбить клиента у конкурентов? Где найти инструмент и надежного поставщика? Об этом мы поговорили с основателем и руководителем сети автосервисов “Корея Экспресс”, ведущим YouTube-канала “Сапсан Авто” Владимиром Труфановым и директором по развитию ассортимента компании “ГАРВИН” Петром Кукушкиным.

Руководитель сети автосервисов «Корея Экспресс», ведущий YouTube-канала «Сапсан-АВТО» Владимир Труфанов
Руководитель сети автосервисов «Корея Экспресс», ведущий YouTube-канала «Сапсан-АВТО» Владимир Труфанов

Где лучше всего расположить автосервис и на что обращать внимание при выборе помещения?

Владимир: Практика показывает, что лучшее место — перекресток на въезде в жилой (спальный) район, где “ночует” много машин. Схема стандартная: автовладелец оставляет авто в сервисе, пешком возвращается домой, на следующий день пользуется общественным транспортом, а вечером забирает свой автомобиль.

Точно не рекомендую располагаться в глубокой промзоне в надежде, что тебя вообще кто-то будет искать. Также не стоит организовывать автосервис далеко от города или больших магистралей в расчете, что там будет ниже аренда.

Оптимальная площадь, на мой взгляд — 200-350 кв.м., где комфортно разместится от 4 до 7 постов, а также хозпомещения, раздевалки, обеденные зоны и приемная для клиентов.

ВАЖНО! Ни в коем случае не берите в аренду помещение с ямой, какой бы привлекательной ни казалась эта идея на первом этапе! Рано или поздно в эту яму кто-то упадет. Сейчас яма применяется только на грузовых автосервисах, в связи с принципом “все перемещения персонала и оборудования должны быть в одной плоскости”. Подъемники на рынке представлены самые разные, а эстакады и ямы это прошлый век.

Какие “подводные камни” могут ждать арендатора?

Владимир: Их будет много. Самый важный — ваши отношения с арендодателем. Рынок коммерческой недвижимости у нас дикий, каждый арендодатель устанавливает свои правила и не заинтересован во вложениях: развитии прилегающей территории, ремонте, красивом заборе, согласовании рекламных установок.

Рекомендую все спорные моменты прописывать на этапе составления договора, прибегнув к помощи стороннего юриста. Четкие условия предоставления аренды, вплоть до средней температуры в помещении. Например, если при строительстве не заложили в достаточном количестве утеплитель, зимой ваши сотрудники самовольно могут поставить обогреватель или даже печку. В лучшем случае это грозит проблемами с пожнадзором, в худшем — пожаром.

Также следует оценить перспективу развития района. Один мой знакомый открыл автосервис. А спустя два месяца, дороги к его сервису были перекрыты, так как рядом запустили строительство ЖК и подъездной дороги к нему. Конечно, через 2 года это место начнет приносить хорошую прибыль, но платить за пустую аренду всё это время деньги есть не у всех.

Актуален и прибылен ли в современном мире “гаражный” автосервис с одним мастером-универсалом, работающим на себя?

Владимир: Конечно, клиенты у гаражных мастеров будут всегда, это не пережиток прошлого. Но доля таких “предприятий” на рынке сокращается. Гаражный сервис берет все задачи подряд, у них нет специализации и специнструмента для каких-то конкретных видов работ.

Тут каждый сам себе механик, диагност, бухгалтер, уборщица, шиномонтажник и закупщик с грузчиком. Нередкое зрелище, когда в одном уголке топится печка и сажа покрывает все вокруг, в другом углу кошка рожает, в третьем мусорное ведро и обеденная зона. В профессиональном сервисе, даже если поначалу вы будете совмещать в себе все должности, оптимальное количество сотрудников — 2 механика на один пост с графиком “2/2”.

В гаражном автосервисе на хлеб вы заработаете, но полноценный бизнес построить в таком масштабе невозможно. Есть устоявшийся пример “английский булочник”. Он и замешивает тесто, и топит печь, и рассчитывает клиентов, и булки выпекает. Он никогда не умрет от голода, но сил на развитие и повышение компетенции не остается.

-2

Пётр: Это может показаться странным, но гаражный сервис не конкурентен по цене. И вот почему:

Первое — у гаражного мастера нет всех спецприспособлений, которые экономят время сервису и деньги вам. Либо быстро, плохо и дешево, либо хорошо, но медленно и дорого.

Второй минус — отсутствие профессионального инструмента и расходников. Всё покупается в ближайшем хозмаге шаговой доступности, и о качестве ремонта говорить не приходится. К тому же, последствия “гаражного” ремонта проявятся не сразу. Поломка может произойти через неделю или позже. Вы даже не задумаетесь о том, что это вина гаражного мастера.

Третье — вы оставляете автомобиль, и не видите, что с ним делают. Простой пример: есть целая каста “гаражников”, которые занимаются чисто кузовным ремонтом. Совсем гаражный вариант — это даже когда споттера не надо. Вкручиваешь саморез во вмятину и тянешь. Или подкладушка, рихтовочный молоток и кило шпаклевки. Зашпаклевал, покрасил, заполировал “двухтысячной” наждачкой с водичкой. Красота! Не бит, не крашен, уехал. Или правка кузова, когда автомобиль привязывают к ближайшему столбу или гаражным воротам…

Какой вид услуг самый востребованный и прибыльный со старта?

Владимир: (смеется) Если бы я знал, сразу бы побежал открывать еще один автосервис. Конечно, стартовый пакет услуг, который должен оказывать начинающий сервисмен — слесарный ремонт. Во-первых, он массовый, во-вторых, востребованный. Обслуживание тормозных механизмов, замена колодок, замена амортизаторов, сайлентблоков. Сюда же можно отнести ремонт выхлопных систем. Качество дорог в нашей стране всё ещё оставляет желать лучшего, а значит и регулярный ремонт подвески необходим всем автомобилям.

Пётр: Если у тебя никогда не было сервиса, но ты хочешь заниматься авторемонтом — начни с простых работ. Во-первых, сложные ты априори не умеешь делать, а во-вторых, по ним выше ответственность. Если ошибся в сложном ремонте по двигателю, можно “попасть” на его стоимость. К тому же, простые работы идеальны для набивания шишек и учебы на собственных ошибках.

Я бы разделил “стартовые” услуги на два подвида. И тут сразу надо решить: слесарь ты или скульптор.

Первый и самый малозатратный по вложениям — несложный слесарный ремонт:

• Замена колодок, прокачка тормозов, замена элементов подвески. Начинать можно практически с нуля. Или простые операции по двигателю: замена свечей или масла.
• Замена прокладки клапанной крышки. Актуально для отечественного автопрома: они часто подтекали на “восьмерках”, “десятках” и старых недорогих иномарках с объемом 1,4; 1,6 или 2 л.
• Замена приводного ремня генератора и ремня ГРМ. С этим рядовой автолюбитель не справится, тут нужен опыт и чтение спецлитературы или форумов. Даже для самого сложного мотора можно купить или взять в аренду набор для установки фаз газораспределения.

Второй — кузовня. Это целая отрасль — более высокооплачиваемая, но более сложная и вредная работа. Плюс — возможность больше заработать. Минус — порог вхождения выше чем в слесарку. Нужны, как минимум, компрессор и краскопульт. К тому же, постоянно приходится покупать СИЗ и расходники: краску, шпатлевку, полироли, абразив. А при несоблюдении техники безопасности, кузовной ремонт может стать причиной респираторных заболеваний.

Минимальный набор инструментов, который понадобится на старте?

Пётр: Для слесарного ремонта нужны ключи и головки от 5 до 32 мм, трещотки, удлинители и срывки. На первом этапе набора из 143 предметов хватит за глаза. Также понадобится пара съемников, например шаровых и стопорных колец.

Если в планах заниматься тормозной системой — приспособление для прокачки тормозов, пара-тройка домкратов и подставки под автомобиль.

Для работ по двигателю обязателен динамометрический ключ, например для клапанной крышки или ГБЦ. Если меняете шкивы, валы и ремни, нужны установщики шаблонов и фиксаторы валов. Для замены масла на простых моделях — съемник масляных фильтров: цепной ременной или трехлапый.

Для кузовни — компрессор, краскопульт, масловлагоотделитель, машинка для полировки-шлифовки и обратный молоток в комплекте с зажимами. Желательно (но не обязательно) — споттер.

Отдельная тема — подвеска: замена стоек амортизаторов, пружин. Для этого применяются специальные приспособления для сжатия пружин.

Владимир: Если вы решили профессионально заниматься автосервисом, то и инструмент у вас должен быть профессиональным. Инструменту предстоит работать в сложных условиях при больших нагрузках. Идти в сетевой строительно-ремонтный универсам и там подобрать набор головок — плохая идея. Больше потратите времени на замену лопнувших головок, сорванные болты и гайки.

Обратная сторона медали — использование промышленного инструмента, который рассчитан на индустриальные нагрузки и стоит дорого. Из него сложно выжать максимум, следовательно рентабельность бизнеса падает.

Конечно, всех интересуют суммы. Так вот, на весну 2021 один слесарный пост обойдется примерно в 250 тысяч рублей. В сумму включены: базовые инструменты на ½ и ¼ дюйма, ШГИ, монтажки, воротки и самый необходимый специнструмент (например, съемники). Желательно на старте не экономить на верстаке и инструментальной тележке.

Как сделать свой сервис популярным?

Владимир: Сарафанное радио — это хорошо, но на него рассчитывать крайне сложно. В качестве основного источника клиентов его лучше не рассматривать: слишком медленно может формироваться ваша клиентская база. Рекомендую использовать контекстную рекламу, особенно хорошо работает в небольших городах. Таргетироваться по профилям, маркам или даже районам проживания. Будьте готовы, удовольствие недешевое.

Помимо этого, есть соцсети. Могу заявить как владелец автосервиса, механик, блогер и маркетолог в одном лице: очень полезно вести проф сообщество автосервиса. Например, создать такую группу в маленьком городе и сконцентрировать вокруг себя клиентов и мастеров.

Самый ценный актив в коммуникации с клиентом — доверие. Клиенту должно быть все ясно и понятно. Нам нужно уничтожать стереотип “автомеханик: в одном кармане гаечный ключ, а в другом бутылка водки и свежий запах перегара”. Если клиент пришел один раз, и вы проявили себя как качественный и надежный сервис, посещать он вас будет 2-3 раза в год планово, плюс экстренные случаи.

Пётр: Важно содержать сервис в чистоте, чтобы клиент нигде не мог испачкаться. Также ключевое — внешний вид сотрудников. “Чумазоид” в промасленном комбинезоне точно вызовет меньше доверия, чем вежливый опрятный специалист.

Нужно быть открытыми для клиентов. Попросите у сервисмена разрешения зайти в ремзону. По закону РФ вы имеете право наблюдать за процессом ремонта на расстоянии или через специальное смотровое окно. Если действия мастеров даже на начальном этапе вызывают сомнения, благодарим и уезжаем.

Большую роль играет и так называемая “чилл-зона”, где клиент может попить кофе и отдохнуть в ожидании своего авто.

-3

О каком виде услуг или уникальном предложении стоит задуматься, чтобы переиграть конкурентов?

Пётр: Шанс переманить конкурентов возможен за счет специального инструмента, который позволит выполнять с одной стороны простые, а с другой — сложные работы. Самый простой пример — адаптер, с помощью которого можно произвести замену масла в КПП на автомобилях VAG, где маслозаливная пробка расположена так, что без спецоборудования не подлезть. И там, где другой сервис откажет, у вас это станет конкурентным преимуществом.

Второй вариант — экономить время клиента. Например, на замене тормозной, охлаждающей жидкости или масла в двигателе. Менять вручную путем слива долго, а с помощью спецприспособлений для прокачки тормозов или замены охлаждающей жидкости это происходит в разы быстрее и нужен всего один оператор. Часто на сервис приезжают автомобили с защитой картера. А там трехмиллиметровая сталь и к масляной пробке без специнструмента не подобраться.

Также отличным бизнес-планом можно назвать специализацию на определенных марках, и закупку специального инструмента именно под них.

Что думаете об открытии своего автосервиса? Делитесь комментарии. А купить специнструмент, взять его в аренду или приобрести любой другой инструмент можно на нашем сайте. Листайте вниз, чтобы перейти в интернет каталог.