Образ Прометея, похитившего огонь у Верховного бога Олимпа из чувства сострадания к людям широко распространён в массовом сознании. Он тревожит воображение художников, писателей, поэтов начиная ещё с античности.
Тем не менее несмотря на столь значительную популярность, большая часть довольно стройного корпуса мифов, связанных с этим титаном обычно ускользает от внимания.
А ведь история начинается вовсе не с огня. Мало кто знает, но Прометей в греческой мифологии не просто один из многих титанов, примечательный своим добрым сердцем и альтруистическими настроениями. Прометей - это ни много ни мало создатель людей. Собственно именно поэтому его так тревожит их благополучие.
В позднем варианте греческого мифа Зевс решает населить землю людьми и животными, а Прометей и его брат титан Эпиметей лишь исполняют его волю. Однако ряд ученых полагает, что Прометей некогда являл собой Верховное божество древних обитателей Балканского полуострова, позднее вытесненный Зевсом, но сохранившим за собой ряд первоначальных функций.
Особо стоит отметить всем нам хорошо знакомый мотив, ибо Прометей и Эпиметей выполняют свою задачу по заселению земли при помощи глины. Причем изначально создаются только мужчины. Существовало два распространенных варианта мифа, и оба они согласны в том, что Эпиметей все дело испортил.
Вообще имя брата Прометея переводится как "мыслящий после" (проще говоря, вначале делает, потом думает). Таким образом Эпиметей прямо противопостовляется Прометею, что значит "мыслящий прежде" (предвидящий). Почему Прометей не мог один справится с задачей и почему помогать ему должен был именно брат, известный своей поспешностью и тугодумием, - об этом не говорится. Вероятно таким образом древние греки объясняли несовершенство бытия.
По одному варианту Эпиметей принялся сначала за создание животных и, увлëкшись, извëл на них всю глину. Таким образом, для того, чтобы все-таки создать человека, Прометей вынужден был отщипнуть немного от уже созданных животных. Так людям достались лисья хитрость, змеиное коварство, ослиное упрямство и так далее.
Другой вариант говорит о том, что глины осталось просто очень мало, и Прометею при создание людей не хватило ее, чтобы дать им что-то полезное для выживания (теплую шерсть или острые зуба например). Но зато он обратился за помощью к богине Афине, которая вдохнула в людей бессмертную душу.
Интересно отметить что греческая мифология, задумываясь о слабости человеческого создания, объясняла его не коварством или завистью богов, а лишь простым недомыслием, почти случайностью.
Именно то положение, в каком оказались слабые беззащитные люди и вызвало в сердце Прометея глубокое к ним сочувствие. Тогда титан воззвал к Зевсу и Олимпиец видя, что людям не выжить на земле без помощи богов, метнул в дерево молнию и даровал им таим образом огонь.
Да, именно Зевс первым подарил людям огонь. Только милость его была недолгой. Разгневанный Громовержец лишил людей своего дара, и тогда Прометею пришлось пойти иным путëм. Об этом в следующий раз.
Автор весьма признателен за проявленный интерес и очень надеется на поддержку).