Пока Монтессори-сады вызывают всеобщие восторги, Монтессори-школы порождают только вопросы о своём месте в системе образования. Героиня этого интервью — основательница сети бассейнов «Батискаф» Алина Суворова — на своём опыте знает, каково это, перестраиваться с Монтессори-системы на общий лад.
Автор: Любовь Босикова @Shichida_ru
Алина, есть ли у вас с мужем какие-либо общие принципы воспитания детей?
Мы содействуем свободе в проявлении характера и творчества. Стараемся создать поддерживающее окружение: мы считаем, что ребёнок приходит в мир со своими уникальными задачами.
Например, в нашем сыне Матвее мы лет с пяти видим менеджера или директора, который будет отлично делегировать задачи. В нём есть упорство, целеустремленность и другие лидерские качества. А вот руками он ничего не любит делать, даже простые бытовые задачи порождают сопротивление.
А дочь у нас — яркая оторва, в которой сочетаются хулиганские манеры и невероятная усидчивость. В четыре года она сама упросила научить её читать, и с тех пор может самостоятельно подолгу корпеть над книжками-развивайками.
Конечно, строгость и выстраивание границ в нашей семье тоже присутствуют. Самое сложное для нас — каждый день устанавливать грань между их свободой и нашими требованиями.
Как вы решили отдать сына именно в Монтессори-сад?
Когда сыну Матвею было два с половиной года, я нашла в нашем районе сад Монтессори. Мои знакомые очень хорошо о нём отзывались. Я пришла к ним на экскурсию, оценила их радушие, дружелюбную атмосферу, просторные залы. Так мы там и остались.
Потом этот садик переехал за город, в просторное трёхэтажное здание, на втором и третьем этажах которого разместилась школа. С тех пор мой сын поднимался с этажа на этаж, по мере перехода из одной монтессори-ступени в другую.
Расскажите, пожалуйста, о периоде, когда сын ходил в Монтессори-школу? Как там организовано обучение?
Матвей учился в Монтессори-школе с первого по четвёртый класс. Это называлось «Первая ступень, 6-9». В школе мне больше всего нравились индивидуальный подход и внимание к ребёнку как к личности. Радушная, дружелюбная атмосфера, влюбившая нас в сад, поддерживалась и в школе. Детям там рады, педагоги умеют ладить с детьми, ребёнок с удовольствием ходил туда!
Класс в монтессори-школе разделён на зоны – русского языка, математики и так далее. Также есть лаборатория с элементарным оборудованием: лупы, микроскоп, всё для выращивания кристаллов, для смешивания безопасных веществ.
Во время работы дети (по 25-27 человек в классе) перемещаются по зонам в своём темпе, но каждый ребёнок должен заполнить рабочую тетрадь и в ней описать, в какой зоне работал, что сделал.
В девять утра дети собираются на «Круг», где с педагогом и его помощником обсуждают план на день. Затем у детей два-три часа работы в классе, с небольшими перерывами. По некоторым предметам есть планы. Например, русский язык: учитель говорит детям, что сегодня они учат глаголы, и кратко, но вовлечённо, рассказывает о них. По задумке, преподаватель заинтересовывает, вдохновляет детей, чтобы они сами захотели пойти в зону русского языка и дальше изучать глаголы.
Мне нравится, что для знакомства с той или иной темой используют наглядные игры-пособия, то есть для детей 6-9 лет, у которых абстрактное мышление ещё не развито, это идеальный вариант.
Видели ли вы какие-то результаты от обучения именно по этой системе?
Матвей в своём темпе изучал математику, обожал счёты, научился с помощью специального пособия умножать тысячи. Однако предметы, к которым он не проявлял интерес, у него просели.
Например, мы до сих пор работаем над почерком — его там просто не ставили. Каллиграфия в школе предлагалась как дополнительный платный предмет, но Матвей не ходил, не получалось по расписанию. Также просел «Окружающий мир». Мы только недавно обнаружили, что сын имеет очень слабое представление о материках и странах.
Английский язык преподавали не по Монтессори, а как в обычной школе, при этом ученикам не ставили никаких оценок. Возможно, с тех пор что-то изменилось. В итоге к четвёртому классу английский у Матвея был просто нулевой.
Из значительных плюсов — каждую неделю детей вывозили в природную лабораторию Чижик. Это место в лесу, где реабилитируют найденных животных: там были птицы с подбитыми крыльями, лисицы с больной лапкой и так далее. Очень здорово организовали знакомство детей с животным миром.
Почему решили перевестись в другую школу, какие мысли и чувства были на этот счёт?
Первая причина в том, что школа находилась за городом, а наша с мужем работа — в городе. Из школы детей развозили на школьном автобусе, это примерно 40 минут. Потом мы перехватывали Матвея и везли на работу, ещё полчаса. И потом все вместе час ехали домой. Сын очень сильно уставал. В конце первой четверти четвёртого класса, когда холодало, небо целыми днями было серым, и темнеть стало рано, сын сказал, что ему надоело. Надоело и нам.
Во-вторых, меня очень беспокоило качество знаний. Матвей не из тех ребят, кто «грызёт гранит». Мы поняли, что «свободному потоку» пора закончиться, сыну нужны система, план, оценки и домашки.
Искать школу в городе через два месяца после начала учебного года было странно, и мы решили перейти на домашнее обучение и параллельно подбирать новую школу на будущий год.
С ноября по май Матвей занимался:
- русским и математикой с репетитором;
- по онлайн-программе 4-го класса в «Фоксфорде»;
- на курсе «Будущий лицеист» в школе, которую мы присмотрели.
Таким образом мы мягко вошли в колею системного обучения. К пятому классу ребёнок был готов.
#монтессори против традиции #образование в России #семейное образование #он-лайн школа