Найти тему
Никис

Произведения искусства Императорского фарфорового завода в Государственном музее керамики.

Сегодня хочу поделиться фотографиями, сделанными в Государственном музее керамики, который расположен в усадьбе Кусково. Большую часть коллекции фарфора, как мне показалось, составляют изделия Императорского фарфорового завода. Датой основания которого считается 1744 год. В этот год была основана "Невская парцелиновая мануфактура". Как говорят интернет-источники - горный инженер Д.И. Виноградов открыл секрет отечественного фарфора и организовал производство. Выпускали поначалу небольшие предметы: пуговицы, табакерки и пр.

С приходом к власти Екатерины II произошла реорганизация мануфактуры, получив в 1765 году новое название - Императорский фарфоровый завод. Главной задачей которого стало — «удовольствовать всю Россию фарфором».

Влияние французского искусства на русскую живопись в фарфоре, где в то время господствовал классицизм, пришло вместе с талантливым французским скульптором Ж.Д.Рашетом, который был приглашен на ИФЗ модельмейстером.

В конце XVIII века Императорский фарфоровый завод стал одним из ведущих производств фарфора в Европе.

Интерес к фарфоровому заводу проявлял и Павел I, который приезжал сам на производство и привозил своих именитых гостей на экскурсию на завод.

Именно при Павле I в моду вошли сервизы на 2 персоны — дежене.

Завод получал крупные заказы от царской семьи. Управлял заводом князь Б. Юсупов, большой знаток красоты и изящества в искусстве.

Гурьевский сервиз. 1809-1816гг.
Гурьевский сервиз. 1809-1816гг.

Под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера, доверенное лицо императора Александра I, граф Д.Гурьев начал большую реорганизацию завода. Профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени, назначили заведовать скульптурной палатой. Лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры были приглашены для внедрения стиля ампир в русский фарфор. Вазы и сервизы стали самыми выпускаемыми изделиями того времени.

Ваза. 1815-1820гг.
Ваза. 1815-1820гг.

На вазах воспроизводились полотна известных художников, также была распространена портретная живопись.

К столетнему юбилею завода был организован музей, коллекции которого пополнили из кладовых Зимнего дворца.

При правлении Александра I производство форфора сократилось и возникла мысль о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия. Ситуация изменилась при Александре III. Началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, император лично вносил корректировки в рисунки.

Кашпо. 1830г.
Кашпо. 1830г.

Супруга императора, датская принцесса Мария Федоровна, оказала влияние на процесс и широкое применение подглазурной живописи на ИФЗ. Моду на которую ввела Копенгагенская королевская мануфактура.

В музее керамики представлены работы разных мастеров, но к моему сожалению, не все авторы указаны. Имеются лишь наименование изделия, год выпуска (или век) и какому заводу принадлежит изготовление того или иного выставочного экспоната.

В галерее подборка скульптур из фарфора, выполненных на ИФЗ. Часть из них восстановлена по формам Императорского фарфорового завода.

Очень красивый сервиз "Эгоист"с цветочной росписью. Год выпуска указан 1830.

Сервиз "Эгоист". 1830г.
Сервиз "Эгоист". 1830г.

Еще мне понравилась и запомнилась ваза с нежным рисунком, с непростой историей. Она была выполнена в 1759 году приглашенным немецким мастером Иоганом Готфридом Миллером. Известно, что до начала войны этот уникальный образец елизаветинского фарфора был реставрирован. При транспортировке в Соликамск швы старой реставрации разошлись, ваза оказалась расколотой на 32 фрагмента с осыпями. В 1943 году, в эвакуации, была проведена ее реставрация путем склеивания фрагментов казеиновым клеем с негашеной известью. Реставрировал вазу Б.Н. Эмме., зам. директора филиала Русского музея в Соликамске, известный искусствовед и специалист по русскому фарфору.

Ваза. 1759г.
Ваза. 1759г.

Набор для умывания поистине достоин царских особ.

Произведения искусства согласно установленному порядку, с конца XIX века создавались в двух экземплярах, один из которых оставался в музее завода, как образец. Благодаря этому сегодня мы с вами можем видеть замечательные работы мастеров того времени.

Ваза "Медный всадник" 1810-1820 гг.
Ваза "Медный всадник" 1810-1820 гг.

На сегодня все. Буду рада, если обзор вам понравился. Возможно вы чем-то захотите его дополнить в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц