Один из самых выдающихся хореографов современности, Народный артист СССР, автор восьми оригинальных балетов, в течение 30 лет руководивший балетной труппой Большого, отметил 2 января 2022 года свое 95-летие.
Чествование Мастера
Имя Юрия Григоровича навсегда вписано в историю мирового балета и главного театра России. В честь юбилея великого мастера в Большом сейчас идет фестиваль балетов Григоровича. До 6 февраля зрители смогут увидеть классику: «Щелкунчик», «Спартак», «Раймонда», «Лебединое озеро» и «Легенда о любви». Также в это время постановки юбиляра покажут балетные труппы Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы, Новосибирска, Красноярска, Якутска и Сеула.
Путь в мир балета
Родился Юрий Григорович 2 января 1927 года в Ленинграде в артистической семье: один из его родственников участвовал в дягилевских сезонах, другой работал в цирке. Молодой человек сам выбрал место учебы — Ленинградское хореографическое училище.
После окончания училища его приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне — Мариинский театр). Более 15 лет Юрий Николаевич был солистом, совмещая карьеру танцовщика и хореографа.
Первые балеты
«Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева — первый балет, поставленный Юрием Григоровичем. Зрители его увидели в Ленинграде в 1957 году и очень тепло приняли.
Известный советский критик Борис Львов-Анохин писал об этой постановке:
«Григорович вспомнил несколько совершенно очевидных и простых, но к тому времени основательно призабытых истин. Он вспомнил, что самое выразительное в балете — танец, а не бытовая игра, пантомима».
Успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви» (1961) подтвердил правильность творческого выбора Григоровича.
Позднее он перенес эти постановки на сцену главного театра страны: в 1964 году 37-летнего Григоровича пригласили в Большой театр в качестве главного балетмейстера.
Сказка не только для детей
1966 год — премьера «Щелкунчика» на сцене Большого. Григорович в своей постановке заменил воспитанников хореографического училища на взрослых танцовщиков. Он хотел показать переход из детства в юность не путем замены детей на взрослых артистов, а через выразительные средства танца.
Из сказки для детей «Щелкунчик» в постановке Григоровича превратился в волшебный философский спектакль, который с удовольствием смотрят зрители любых возрастов.
Главные партии танцевали Екатерина Максимова (Мари), Владимир Васильев (Щелкунчик) и Владимир Левашев (Дроссельмейер).
«Спартак»: враги, равные по силе
Двумя годами позже — в 1968 году — в Большом театре состоялась премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна.
Изначально на роль Красса Григорович выбрал Владимира Левашова. Персонаж в его исполнении получился ярким, острохарактерным, но по задумке хореографа равенство между двумя врагами, которых играли Левашов и Владимир Васильев, было необходимо, а оно не получалось.
Тогда Юрий Николаевич пригласил на роль Красса Мариса Лиепу. И спектакль сложился:
«Когда великолепный Васильев и великолепный Лиепа сталкивались в своих коллизиях — это было уже интересно. Равные по силе враги, разные точки зрения на мир — вот это было интересно».
Эпоха Григоровича — эпоха Большого
Во всех постановках Юрий Николаевич тщательно продумывал танцевальную характеристику каждого героя. Именно через танец передавались все тонкости сюжетной линии. В этом было принципиальное новаторство Григоровича в сравнении с предшественниками. Именно поэтому его постановки и сейчас составляют основу репертуара Большого театра.
Оригинальные балетные спектакли «Щелкунчик», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Ангара», «Золотой век», редакции классических балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот» — это неполный список творческого наследия Юрия Григоровича, его неоценимый вклад в русскую и мировую культуру.
Русский балет — живой процесс
Юрий Николаевич, который сегодня работает хореографом в Большом театре, говорит, что русский балет — это не полезное ископаемое, а живой непрерывный творческий процесс.
Григорович поддерживает молодое поколение танцовщиков:
«Сегодня могу уверенно говорить о труппе Большого театра — они все прекрасны! Подготовка, школа, стремление состояться — все при них. Дай Бог, чтобы у всех все сложилось. Тогда и будущее балета в целом будет обеспечено».
Понравилась статья? Читайте также:
— История любви: Галина Уланова и ее мужчины
— История любви: Айседора Дункан и Сергей Есенин
Больше статей о балете, культуре и искусстве у нас на сайте, переходите ↓