До начала 1960-х годов, когда американские меньшинства повели борьбу за свою свободу, сегрегация в США была суровой реальностью. Она означала, что представители каждой из рас жили, учились, работали и молились богу отдельно. Лишь те общественные места, разделить которые не представлялось возможным, использовались параллельно или по очереди – к примеру, система общественного транспорта, кинотеатры и пляжи.
Теоретически, за непослушание полагалась какая-то предусмотренная государством кара. Фактически недовольными гражданами проводился суд Линча прямо на месте. Нечто подобное, хотя и в меньшей степени, было предусмотрено и для других неугодных групп, которых белые англосаксонские американцы не желали пускать в свой привилегированный круг. Например, для китайцев, японцев, поляков, ирландцев и итальянцев.
В Российской империи сегрегации в американском стиле не знали. Зато была дискриминация на свой манер. Ее наиболее вопиющим примером являлась черта оседлости, установленная для евреев. Для государевых подданных иудейского вероисповедания был предусмотрен запрет на проживание за пределами территорий бывшей Речи Посполитой. Исключения имелись лишь для отдельных категорий лиц, состав которых постоянно менялся. Внутри самой черты также были свои особенности – евреям было запрещено жить в сельской местности, а только в собственных маленьких городках.
Черта оседлости была сформирована указами Екатерины II. Все жители нашей страны были разделены на сословия, которые предполагали разные права и обязанности перед государством. Евреи были отнесены к купцам и получили возможность вступать в гильдии, занимаясь торговлей. Либо являлись частью мещан – могли работать по найму, заниматься ремеслом и т.д.
Христиане любых исповеданий, равно как и приверженцы мусульманской веры, в таком случае могли выбирать и свободно менять свое место жительства. Но еврей был надежно прикреплен государством к своему поселку. Это автоматически отсекало половину из возможных способов заработка и в перспективе приводило к повальной бедности. Современники сообщали, что евреи беднее великорусских крестьян.
Большая часть детей Сиона старалась эти ограничения обойти, другие пытались с ними бороться. Среди людей, кто отправили императора Александра II на тот свет, были русские Желябов, Перовская, Рысаков, поляк Гриневицкий, украинец Кибальчич. Но возмущенная общественность запомнила только имя еврейки Геси Гельфман. Из-за одной только ее фамилии следующий по очереди царь то вводил, то отменял те или иные драконовские меры.
Как же поступали в России с теми евреями, которые не соблюдали законы черты оседлости?
Понимая, что что у еврейских подданных русского государя денег на штрафы, как правило, нет, основным средством политики в данной области было выселение в пределы черты оседлости за казенный счет. Пустить по этапу могли совсем уж неимущих. К примеру, в 1910-м году жительницу города Ряжск Рязанской губернии госпожу Идзон посетил ее брат, который остановился у родственницы на неделю по причине иудейской Пасхи и своей болезни. Его немедленно отправили в Могилевскую область этапным порядком.
Тем, кто имел возможность хотя бы купить билет, могли выдать предписание покинуть тот или иной населенный пункт в установленное властями время. А быть оно могло очень и очень большим. Художника Левитана, известного ценителя природных красот Средней полосы, из его любимой Москвы выселяли дважды. В 1879-м ему было восемнадцать лет, ввиду неудачной попытки народовольца Соловьева отправить царя на небо, евреям повелели оперативно покинуть «исконно русскую столицу». В 1892-м иудеям снова предписали выехать из белокаменной, и он действительно уехал, но за него вступились друзья. В виде исключения художнику разрешили вернуться.
Что касается простых евреев, никакая давность и связи не спасали их от выселения, если власти приходили к решению, что человек не имел права жить где-либо по закону. Даже если ранее получил это право и имел на такой случай целый ворох документов, его неизбежно выселяли в черту оседлости. Для этого не требовалось ни cyдeбнoгo решения, ни указа некой высшей инстанции.
Как правило, вопрос решался полицмейстером. А когда такие вещи отдаются на личное усмотрение правоохранителей, куча законопослушных людей становятся мишенями для вымогательства и злоупотреблений. Женщины в то время следовали состоянию своего мужа. Если их благоверный имел возможность проживать в том или ином место, то это могли и они. Тем не менее, в 1892-м полиция отправляла в черту оседлости тех дам, супруги которых уехали по делам на время.
Правда, возможность договориться существовала всегда. Евреи платили полиции мзду, покупали поддельные документы. К примеру, ты мог получить разрешение жить в великорусских губерниях, как портной и ювелир. Даже если не мог вдеть нитку в иголку и не отличал золота от серебра. Также я слышал версию, что еврейские девушки оформляли «желтые билеты», приобретая статус ночных бабочек, а занимались на самом деле чем-то другим. Но я не знаю, вымысел это или правда.
#евреи #российская империя #черта оседлости #дискриминация