Найти тему
Перо акулы

Поколение 90-х диктует свои условия. К каким сдвигам приведёт кадровый голод в России

Недавно я сменила работу, перейдя из СМИ в отдел коммуникаций крупного ритейлера. В мои задачи входит в том числе улучшать репутацию компании как работодателя, поэтому я часто общаюсь с нашим HR-департаментом и за последние пару месяцев узнала много нового о рынке труда. К примеру, что в России с каждым годом всё острее встаёт проблема поиска квалифицированного персонала, да и работников без особых навыков найти тоже большая проблема в таких масштабах, какими растут сетевые магазины.

Российские работодатели не просто столкнулись с демографической ямой 90-х годов, к этому ещё добавилось совершенно отличное от предыдущего поколения самоощущение молодёжи. Эти люди выросли в эпоху изобилия выбора и не планирует в отличие от их родителей посвящать всю свою жизнь одному работодателю в обмен на стабильную зарплату и тёплый офис. Этого им уже очень мало.

В разговоре со мной, вздыхая, наш глава по персоналу сказал, что удалёнка приводит к большой текучке людей. Сотрудники уходят в блогеры, начинают работать сразу на несколько компаний без оформления в штат или даже отправляются искать себя в других сферах. Массовый переход на дистанционный режим работы привёл к тому, что россиян начали переманивать западные компании, которые могут предложить более щедрые зарплаты. В первую очередь это коснулось айтишников, зарплаты которых выросли в разы за последние пару лет.

"Работа для молодых людей старше 60 лет"

Каждый работодатель решает проблемы по-своему. К примеру, недавно один известный ритейлер на букву М запустил рекламную кампанию под названием "Работа для молодых людей старше 60 лет", которая гласит:

Люди пенсионного возраста могут найти подходящую для себя должность: от кассира и
кондитера до товароведа и супервайзера.

На мой взгляд, это первая ласточка и скоро многие компании начнут вводить подобные меры просто потому, что людей, которые хотят и могут работать, в стране не хватает, а без них ни один бизнес не полетит.

Кстати, именно из-за нехватки массового персонала сейчас все крупные торговые сети активно устанавливают в магазинах кассы самообслуживания и стараются с помощью ИТ-технологий заменить человека там, где это возможно.

Татуха на лице? Не беда!

Но на одних пенсионерах далеко не уедешь. Кто-то должен разрабатывать мобильные приложения, онлайн-сайты, снимать креативную рекламу и сочинять рекламные слоганы - всё это в основном умеют те, кому едва исполнилось 20-30 лет. Люди этого поколения свободолюбивые, самоуверенные до наглости, не готовы терпеть унижения от руководства и знают, что без работы сегодня не останутся, а если и останутся, то это повод поучиться на каких-то курсах и получить новую специальность. Конечно, не все, но в среднем по больнице это так и особенно в крупных мегаполисах. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на свежую рекламу банков, которые всячески пытаются сказать, что банк - это не скучно и тут рады людям любой внешности, даже с синими волосами.

Экологичная обстановка

Хоть зарплата по-прежнему играет самую важную роль у большинства соискателей, всё же она не может долго удерживать людей, если всё остальное в компании хромает. Работа должна приносить удовольствие, а это значит, что вас там не будут унижать и тыкать "мордой" в ошибки, а отношения будут строиться на демократичной основе. Думаю, карьерные возможности токсичных менджеров, местных царьков и самодуров будут с каждым годом в России снижаться, так как уход каждого специалиста для компаний будет стоить всё дороже.

А вы заметили, что рынок труда превращается в рынок соискателя?

Искала работу в Москве несколько месяцев. Что я имею сказать по поводу найма по-русски

Детектор лжи, вопросы о долгах и сожителях и другие проверки работодателей при трудоустройстве. Личный опыт