Есть стойкое мнение, что яркая карьера Героя Советского Союза Павла Рычагова закатилась после того, как а совещании, посвященном высокой аварийности ВВС, сорвался и вывалил Сталину: «Вы заставляете нас летать на гробах…». После чего сначала совещание закончилось, а следом и Рычагов отправился сначала учиться в Академию, а потом – под арест, несмотря на то, что началась война.
Конечно, Рычагов сам был не ангел, о чем ему популярно сообщили в постановлении Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР, вышедшем в тот же день. В нем например сообщалось, что:
«…при перелете 27 марта 1941 года 12 самолетов ДБ-3Ф с аэродрома завода № 18 в г. Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелетов Штаба ВВС Красной Армии полковник Миронов В.М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет. В результате этого явно преступного распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибло 6 человек и 3 человека получили ранения…
Такая же попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в связи с тяжелой катастрофой, имевшей место 23 января 1941 года при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибло 12 и ранено 4 человека экипажей самолетов…»
Вот только дело было не только в одной погоде и «нарушениях правил полета». Мы все, конечно, знаем, что когда Господь Бог наводил на Земле порядок, доблестные советские ВВС находились в воздухе, но, тем не менее, в аварийности в авиации были виноваты далеко не только летчики. И даже в первую очередь не они. Промышленность – все наши доблестные авиационные КБ и авиазаводы тоже прикладывали к этому свою руку.
Вот несколько характерных примеров о «сталинском порядке» в промышленности.
К примеру, завод №135, расположенный в Харькове, осваивал производство самолета Р-10 в варианте разведчика и штурмовика. Первоначально планировалось изготовить в 1937 году 210 машин. Потом оказалось, что поставленная партией и правительством задача выполнена не будет и план сократили до 70 самолетов. В итоге военным смогли сдать только 26 самолетов, потому что:
«В цехах все делают по-своему. В этом вопросе произвол, чертежи не увязаны, меняются, в результате – индивидуальная подгонка, нет взаимозаменяемости деталей. По цеху окончательной сборки монтаж большинства деталей производится по месту… Такое состояние технической подготовки производства вызывает большой брак и требует применения квалифицированной рабочей силы, в которой завод ощущает большой недостаток…»
Причина, по которой военпреды отказывались принимать Р-10 заключалась в том, что на самолетах находили до 200 конструктивных и производственных дефектов. Вы думаете, что завод срочно бросился исправлять технологию, чтобы не пропускать дефекты в производство?
Н-е-е-т. Как потом отметил начальник технической инспекции АВ ВВС КА Захаренко в своем докладе Смушкевичу, директор 135-го завода Васильев на срочно собранном партсобрании обвинил военпредов в том, что они занимаются вредительской политикой и не дают заводу обеспечить Родину современной техникой. Более того, военпреда за то, что он предъявил заводу производственные и конструктивные дефекты, на партсобрании исключили из ВКП(б). Очень действенный способ борьбы со слишком принципиальной военной приемкой в тех условиях.
Вы думаете такой оригинальный способ проталкивать бракованную продукцию использовали только в Харькове? Нет. Славный завод №39 в Москве, на котором базировалось производство КБ Ильюшина, в этом плане тоже ничем особенным не отличался.
На заводе №39 и в Воронеже, на заводе №18, делали самолеты ДБ-3, а потом ДБ-3ф, которые тоже, мягко говоря, не отличались качеством. К примеру в докладной записке на имя Ворошилова сообщалось:
«Недопоставка бомбардировщиков на самолеты ДБ-3ф 2М-88 (выполнение плана 12,1%). Основной причиной срыва в поставке ДБ-3Ф является недоработанность винто-моторной группы и шасси по вине конструктора Ильюшина и летчика-испытателя Коккинаки. Тов. Коккинаки не только своевременно не выявил дефекты самолета, а наоборот в процессе внедрения самолета в производство и его испытаний давал чрезмерно положительные заключения. Тов. Ильюшин медленно устраняет дефекты…»
И в другом отчете:
«…Дефекты по самолету т. Ильюшина хорошо известны, как из результатов испытаний, так и из претензий, предъявленных ему военной приемкой. Вместо быстрой доработки конструкции самолетов, т. Ильюшин обычно пытается оспаривать предъявленные претензии… На заводах №18 и №39 скопилось большое количество самолетов ДБ-3ф, которые взять в строй в силу их недоработки, мы не можем».
Дело дошло до того, что в конце 1939 года военные и авиазаводы вошли в жесткий клинч – одни не устраняли предъявленные им дефекты и недоработки, другие не принимали самолеты.
Как вы думаете, как решилась проблема?
Она решилась очень просто – Ильюшин написал письмо в ЦК ВКП(б) о том, что ему мешают вредители в военной приемке, после чего военпредов завода №39 «тщательно и вдумчиво» проверила комиссия партийного контроля.
В результате принципиальные военпреды были исключены из партии, в том числе старший военпред завода №39 Родимков. После этого Родимкова сменили на другого военпреда и приемка самолетов сразу пошла.
Вопрос о браке не возникал в течение трех месяцев. Но так как качество самолетов осталось ровно таким же, потому что устранили не брак, а того, кто его выявил, то вскоре не выдержали нервы уже не у военпредов, а у их начальства в управлении ВВС, после чего приемку самолетов ДБ-3ф снова приостановили, а Ильюшина на коллегии НКАП обязали в срочном порядке устранить таки недостатки, так как план 1940 года срывался целиком и полностью.
Так что когда Рычагов сорвался в апреле 1941 года, он был в целом прав. Потому что даже когда военные заявляли требования сделать то, что нужно им и потом требовали качественного выполнения заказанной работы, на них всегда можно было найти управу – в виде партсобраний или вообще комиссии партийного контроля. С очень жесткими последствиями.
И самое интересное во всем этом – это то, что история с браком при изготовлении и модернизации ДБ-3Ф напрямую сказалась на истории другого знаменитого самолета. Вы его хорошо знаете, потому что это - Ил-2. Дело в том, что примерно в это же время проводились испытания двухместного штурмовика конструкции Ильюшина. Но оказалось, что требования ТЗ не выполнены и над КБ Ильюшина в свете провалов по ДБ-3ф и невыполнения задания по штурмовику сгущались тучи. И тогда срочно появился одноместный «Ил». Но это – отдельная, не менее увлекательная история, чем рассказ о сталинском порядке в авиационной промышленности и действенном способе «устранения брака» с помощью партсобраний.
------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.