Найти тему
Азия без фотошопа

Как выглядит Казахстан после мятежа: достигнутый результат и плачевные последствия

«Это был какой-то кошмар: мы боялись выйти на улицу, доносящиеся оттуда звуки откровенно пугали. Когда все закончилось, многие соседи плакали, оценив ущерб», – с горечью в голосе приятельница из Алматы Гульжан рассказала мне по телефону о недавнем мятеже и его последствиях для города.

Вечерний Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/
Вечерний Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/

Это год начался для казахов совсем не радужно – резко подскочили цены на сжиженный газ, который большинство местных водителей использует вместо бензина. Стоимость 1 литра с 14 центов подскочила до 28. Первыми в начале января возмутились владельцы машин из автопарка в Мангистауской области. Они вышли на улицы с протестующими митингами, которые в мгновение ока переросли в погромы и мародерства и охватили большую часть Казахстана.

Я очень переживала за своих знакомых, но не могла с ними связаться, поскольку даже в крупных городах толком не работала мобильная сеть и интернет. Когда мятеж подавили, мне удалось дозвониться до приятельницы из Алматы, рассказ которой поверг меня в ужас. Акции протеста, призванные якобы выбить у правительства улучшение жизненных условий, привели к печальным последствиям – пострадали простые люди.

Алматы запомнился мне претензионными вывесками и неоновыми огнями ночных улиц. Теперь же, по словам Гульжан, на город не взглянешь без слез: повсюду разбитые витрины магазинов, разгромленные банкоматы и покореженные автомобили. Обозленные казахи дошли до откровенного мародерства – выносили технику, деньги и драгоценности. Чужое имущество громили и расхищали без разбору, кто прав или виноват.

Вечерний Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/
Вечерний Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/

«У одного моего соседа разбомбили новенькую машину, за которую еще кредит не выплачен, у другого – растащили весь товар из магазина, а он жил только за счет своей торговли. Я понимаю, обозлились на правительство. Но простые-то люди в чем виноваты?», – сетует Гульжан.

Приятельница небезосновательно опасается, что теперь возрастут цены на еду и товары первой необходимости. Конфликт завершился, власти пошли на уступки и снизили цены на сжиженный газ до 50 тенге (12 центов) за литр, но малому и среднему бизнесу был нанесен серьезный ущерб.

Естественно, власти не выделят средства на восстановление частных магазинов и не отменят кредиты на разбитые машины. Пострадавшим жителям придется самостоятельно как-то восполнять потери на фоне возможных задержек пенсий и зарплат из-за разграбленных банкоматов. А ведь многие продавцы, мелкие предприниматели и водители такси и вовсе остались без работы и материальных средств. Вот мне и непонятно, стоил ли достигнутый мятежом результат настолько печальных для страны последствий.

Самое интересное, что только в прошлом году независимый Казахстан признали одним из самых экономически успешных государств на постсоветском пространстве. Недаром динамика роста уровня жизни привлекла к стране внимание крупных инвесторов. Но теперь вдруг выясняется, что экономические проблемы зрели давно, и повышение цен на газ стало последней каплей в чаше терпения казахов.

Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/
Алматы. Фото: instagram.com/p/CZmK-zyNxrQ/

Однако мне все равно кажется, что игра не стоила свеч, ведь послабления со стороны правительства незначительные по сравнению с экономическим хаосом и даже возможным после мятежа кризисом. Эксперты считают, что мировые лидеры не станут выводить уже вложенные в Казахстан инвестиции, но подумают над перспективой новых.

Мне непонятно, зачем казахи прибегли к столь радикальным мерам, и страшно примерить подобную ситуацию к России. Думаю, у нас все-таки до такого бы не дошло, ведь мы – не азиаты с их «горячей кровью», импульсивностью и вспыльчивостью.

Да, нас тоже часто не устраивают правительственные реформы, но разве это повод громить собственную страну. Если бы русские регулярно устраивали бунты и мятежи, России никогда бы не заняла лидирующую экономическую позицию в мировом сообществе. Так что я считаю казахский способ «понижения цен» совершенно неприемлемым.

Как вы думаете, можно ли было решить проблему как-то по-другому, более цивилизованно?