Правительство РФ выделило финансирование на первое крупнотоннажное судно для рыбохозяйственных исследований. К работе новое судно должно приступить уже в 2026 году.
Проект морского крупнотоннажного научно-исследовательского судна (НИС) для рыболовной науки получил путевку в жизнь. Росрыболовству такие исследовательские суда нужны для определения рыбных запасов и участия в распределении квот на вылов биоресурсов в различных районах Мирового океана. Госпрограмма по обновлению исследовательского флота была принята несколько лет назад. Наконец нашлись средства на постройку первого крупнотоннажного НИС.
На этой неделе премьер-министр Михаил Мишустин объявил о планах выделить на постройку НИС в текущем году первые 900 млн рублей. Полная стоимость судна при этом превысит 23 млрд рублей.
Спустя несколько дней было опубликовано и само распоряжение. В документе стоит обратить внимание на сроки – завершение строительства в 2025 году и ввод в эксплуатацию в 2026 году, а также на полную стоимость – 23,459 млрд рублей.
Указан в распоряжении и шифр проекта – 23460. Это проект научно-исследовательского океанического судна, разработанный АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Впервые широкой публике проект был показан в конце 2018 года. С тех пор он несколько эволюционировал. Данные о текущей версии «ЦКБ по СПК» представляло на отраслевых выставках в 2021 году.
Стоит напомнить основные характеристики ОИС проекта 23460:
- полное водоизмещение – 16 тыс. т;
- длина габаритная – 120,5 м;
- ширина габаритная – 27,2 м;
- высота надводного борта – 3,42 м;
- осадка – 8 м;
- численность экипажа – 28 чел.;
- научная/лабораторная группы – 76/30 чел.;
- мощность энергоустановки – 13 920 кВт;
- скорость полного хода – 15 узлов;
- скорость малошумного хода – 8-11 узлов;
- ледовый класс – Arc4.
НИС проекта 23460 сможет выполнять комплексные океанографические и рыбохозяйственные исследования, изучать биологическую и промысловую продуктивность различных районов. Для проведения исследований на судне предусмотрено базирование вертолета, беспилотного летательного аппарата, батискафа, телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.
Заказчиком нового судна станет «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ВНИРО, подчиняется Росрыболовству). Институт управляет всем действующим исследовательским рыболовецким флотом. По заказу ВНИРО в настоящее время ведется строительство двух среднетоннажных НИС проекта 17050 на Невском заводе в Шлиссельбурге.
Что касается завода-строителя крупнотоннажного НИС, то, как сообщали ранее в Росрыболовстве, им должна стать петербургская Северная верфь. Несмотря на то, что модернизация предприятия вновь затягивается из-за смены подрядчика по строительству нового эллинга, изготовить и спустить на воду корпус судна длиной 120 м и шириной 27 м можно и на действующих мощностях предприятия. Другое дело, что недостроенных заказов на заводе накопилось уже довольно много. И, чтобы уложиться в сроки, эту очередь нужно срочно разгребать. Тем более, крупнотоннажных НИС планировалось построить несколько единиц.