Гроб Госпо́день, или Свято́й Гроб — главная святыня христианского мира, гробница в скале, которая почитается историческими церквями местом, где, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, Гроб Господень — это вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место
С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооружённом освобождении Святой земли и Гроба Господня из рук мусульман распространилась среди западных христиан. На официальном уровне она была высказана 26 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооружённому походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принёсший освобождение Святого Гроба в 1099 году. Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно. С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны. С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.
Когда мы говорим о Крестовых походах, то мы, как правило, подразумеваем походы XI – XIII веков, организованные католической церковью. Но, как оказывается, среди них были исключения. Об этом я узнал из книги Сергея Темирбулатовича Баймухаметова «Ложь и правда русской истории». Приведу отрывок из этой книги:
«… Вы не обращали внимания , почему в истории христианства, в истории Крестовых походов почти нет упоминаний о Жёлтом крестовом походе? В 1256-1260 годах монголы пошли освобождать Гроб Господень. Хотя каган Монгольской империи Мункэ, соблюдая законы Чингисхана, и говорил, что для него все религии равны, тем не менее христианство в империи весьма и весьма почиталось. Во-первых, многие подданные были христианами, а во-вторых, христианками были жёны каганов и ханов. Жена великого кагана Мункэ и жена руководителя Крестового похода хана Хулагу исповедовали несторианство.
Сам по себе факт Жёлтого крестового похода, скажем так, экзотический. Падкие на сенсации европейцы должны были «раскрутить» его на весь свет. Однако ж — полное молчание. Восемь веков молчания.
Секрет молчания раскрыл Л.Н. Гумилёв в одной из малоизвестных работ, написанной в соавторстве с А.И. Куркчи.
Суть в том, что рыцари-крестоносцы, в первую очередь орден тамплиеров, в 1260 году выступили на стороне мусульман.
Эта трагедия веры и торжество предательства ещё ждут своего историка.
Поход, как свойственно монгольским военным начинаниям, организовали и провели блестяще. Мусульманские твердыни рушились одна за другой. Пал Багдадский халифат — центр военной и религиозной мощи мусульманского Востока. А дворец халифа был отдан монголами под резиденцию православного патриарха Востока.
В Европе хана Хулагу сравнивали с императором Константином Великим, который сделал христианство официальной религией Римской империи и построил храм Гроба Господня в Иерусалиме. В храмах Европы в честь хана Хулагу служили мессы.
Но в самой Палестине командоры и магистры рыцарских орденов встретили монголов с нескрываемой враждебностью. Кампанию вражды возглавили тамплиеры — самый мощный рыцарский орден в Палестине и в Европе.
Почему? Да потому, что крестоносцы жили в Палестине распрекрасно. Деньги из Европы в казну орденов поступали регулярно (за идею, за войну надо платить). Орденские рыцари в Палестине были хозяевами. Вдали от власти папы римского, вдали от королей, командоры и магистры Ордена претендовали чуть ли не на равенство с монархами. Но если монголы завоюют Иерусалим, сюда придёт церковь, сюда придёт королевская власть — и тогда тамплиеры и другие крестоносцы низведутся в разряд простых рыцарей, живущих милостью монархов.
И потому европейские крестоносцы не провели в поддержку монголов-крестоносцев ни одной военной операции. Более того, на совете орденов в Акре, главной крепости тамплиеров, обсуждалось совместное с мамлюками-мусульманами военное выступление против монголов.
Оно не состоялось, потому что воспротивился магистр Тевтонского ордена. И тогда решили просто поддержать мамлюков продовольствием и фуражом. Что в тех условиях было не менее важно, чем вооружённое участие. Заклятые враги — мамлюки и тамплиеры — мирно соседствовали под стенами Акры и ходили в гости друг к другу. Армия мамлюков отдыхала, их кони набирались сил после перехода через пустыню.
А ордынские кони пришли к решающей битве под Айн-Джалутой изнурёнными. Что и решило исход сражения. Здесь нельзя не отметить иронию судьбы и иронию истории. В сводной монгольской армии значительную часть составляли покоренные монголами степняки-половцы, предки нынешних казахов. И войска мамлюков состояли в основном тоже из половцев, и командовали ими султаны Кутуз и Бейбарс — половцы из нынешних казахских степей, в детстве проданные в рабство, ставшие мамлюками и захватившие власть в Египте.
Итак, монголы, потерпев поражение под Айн-Джалутой, отступили. А тем временем в Каракоруме, после недавней смерти великого кагана Мункэ, начались династические свары, и Жёлтый крестовый поход на этом закончился.
В Европе предательство тамплиеров потрясло и папство, и королевские дворы. Но вслух о нём не объявляли. Скандал подорвал бы основы европейской политики, основы борьбы за христианство. Получалось, не только предана сама идея христианства, но и два века Европа платила деньги рыцарям ни за что ни про что.
Нельзя было допустить огласки. И её не допустили
Но любая утайка правды — ловушка. Европа в неё и угодила. Тамплиеры на всех углах Европы начали кричать, что монголы — это варвары, это угроза Европе, это такие исчадия ада, что с ними нельзя иметь никаких дел. С чего бы? Их за язык никто не дёргал. Или на воре шапка горит?
Впоследствии французский король Филипп разгромил орден тамплиеров и казнил их вождей. Обоснования до сих пор туманны. Вполне возможно, что одним из поводов было и предательство, помощь мамлюкам. Однако во время суда о нём не было сказано ни слова.
Разгромленные тамплиеры пуще прежнего продолжали твердить о своём бескорыстном, жертвенном служении христианскому делу, о богомерзких монголах и богомерзком короле Филиппе. И снова никто и слова против не сказал.
Те, кто знал, молчали. Потому что любое слово обернулось бы публичным позором Европы и католической церкви. А потом, их бы и спросили: что же вы раньше молчали?
Да к тому времени и те немногие знающие подоплёку просто-напросто вымерли».
Б. Н. Цыбиков
#история #палестина #иудеи #монголы