Найти тему
Альпина нон-фикшн

Что такое счастье: представления античных и восточных философов о хорошей жизни

Философские воззрения разных эпох дают свои ответы на вечные вопросы и могут помочь нам определиться с тем, что мы сами понимаем под счастьем. В книге «Жить хорошо» группа талантливых философов представляет весь спектр концепций достойной жизни в понимании адептов разных философских школ. К выходу книги мы решили рассказать, как понимали счастье на заре философии.

Для буддиста счастье — отсутствие страданий
В буддизме нет понятия счастья как такового; скорее, для последователей этого учения стремление его достичь пагубно, так как представляет собой потакание своему эго. Однако это не означает, что буддисты совсем лишены внутреннего удовлетворения и покоя, просто это состояние достигается другим путем.

Главная цель любого буддиста — уменьшение своих и чужих страданий. Источником страданий являются наши желания, привязанности, негативные эмоции. Избавившись от них, вытеснив их состраданием, любовью, добротой и уравновешенностью, мы сможем избавиться от страданий и прийти к состоянию покоя и умиротворения.

Для конфуцианца счастье — человеколюбие
Для конфуцианства центральным является понятие
жэнь, оно представляет собой главную добродетель — человеколюбие. Соответственно, для любого конфуцианца быть добродетельным означает проявлять любовь к людям. Парадигма любящих взаимоотношений берет начало из идеальной семьи, где родители воспитывают и наставляют детей, а братья и сестры заботятся друг о друге.

Согласно данному учению, мы живем в одном мире, где все тесно взаимосвязаны; нас могут объединять семья, работа, место жизни, язык или культура. В отрыве от этих взаимоотношений «нас» не существует, а значит, наше благополучие зависит от нашего вклада в эти отношения. Таким образом, наше счастье невозможно без любви к другим.

Для даосиста счастье — согласие с естественным ходом вещей
Один из главных вопросов даосизма — как справляться с неопределенностью. Современность говорит нам по возможности избегать ее и стремиться к постоянству. Любой же последователь дао знает, что неопределенность — неотъемлемое свойство нашей жизни; мы не в силах контролировать действия других людей, природу и другие внешние обстоятельства, а потому единственное решение — это принять естественный ход вещей и научиться пребывать в нем.

Подобная позиция не означает бездействие или отказ от принятия решений. Скорее, даосизм учит действовать своевременно, в соответствии со спонтанностью и естественностью. Научившись этому, мы сможем откликаться миру, будучи с миром заодно, и так достичь внутренней гармонии и счастья.

Для аристотелиста счастье — процветание и самореализация
Согласно Аристотелю, наша жизнь заслуживает того, чтобы быть прожитой, когда мы «процветаем»: занимаемся делом, которое способствует нашему преуспеванию, приносит нам удовольствие и чувство гордости, а также уважаемо другими.

Это учение также говорит о нашей зависимости от внешних факторов: врожденных способностей, благосостояния, окружения и везения. Из этого не следует, что для процветания необходимо с рождения быть миллионером и не знать неудач. Аристотелизм представляет реалистичный взгляд на жизнь, при котором счастье зависит как от наших стараний, так и от везения.

Для стоика счастье — быть добродетельным
В основе стоицизма лежит идея, что в жизни важнее всего быть порядочным человеком. Это достигается постоянной практикой четырех главных добродетелей: практической мудрости, мужества, справедливости и умеренности.

Для любого стоика также важная идея дихотомии контроля — понимание, что есть вещи, которые от нас зависят, и те, на которые мы повлиять не в силах. Так, что бы ни случилось с нами (как мы уже знаем, значимая часть нашей жизни зависит от других), мы всегда в силах отвечать за наши суждения, решения и реакции. В любой ситуации мы способны оставаться добродетельными, и уже это достойно и способно обеспечить нам хорошую и спокойную жизнь.

Для эпикурейца счастье — гармония духа с чувственностью
Доктрина эпикуреизма состоит из канона, физики и этики. Физика объясняет устройство этого мира, этика — как в нем правильно жить, а канон — как познавать природу, как она проявляет себя и как мы ее воспринимаем.

Для эпикурейцев единственно верный способ познания мира и соприкосновения с ним — это наши органы чувств, умение испытывать удовольствие и отвращение. Разум лишь обрабатывает полученную информацию и не способен достоверно описывать действительность. Так, наша чувственность позволяет нам не только познавать реальность, но и получать от этого удовольствие.

#нон-фикшн #буддизм #философия жизни #даосизм #философия #книги