Советские войска находились в Афганистане с намерением поддержать власть официального президента страны. Только вот местные «вояки» проблему борьбы с вооружённой оппозицией полностью пытались переложить на наших военных.
Одна из таких историй произошла 11 июля 1985 года на подходах к Герату. Пришла информация, что Старый город занят душманами. Согласно плану штаба вместе с местной афганской дивизией (двигавшейся с другой стороны) советские бойцы должны были на высокой скорости смять оборону бандитских формирований, разделить их на отдельные группы и уже после этого диктовать свои условия.
И всё бы могло пройти, как задумано. Но то, что виделось из штаба, часто не совпадало с реальной ситуацией. Развить нужную скорость на извилистых афганских улочках танкам было просто невозможно. У пехоты, стиснутой БТРами, не получалось прикрывать технику от стрельбы из засад. На танки пошёл настоящий шквал огня гранатомётов. Чуть не под гусеницы ложились мины.
А бойцов афганской дивизии, привыкших заниматься мародёрством, но не рисковать головами под душманскими пулями, не было и в помине. Поэтому 5-я гвардейская мотострелковая дивизия осталась один на один с хорошо вооружёнными бандитами.
Когда впереди подорвался на мине танк, бойцы БТР поспешили на помощь. Его экипаж возглавлял младший сержант Шиманский. Неожиданно в машину ударил выстрел из гранатомёта. У них больше не было пулемётчика.
При продолжении движения бронетранспортёр встряхнуло более ощутимо, затем ещё раз. И не откликался на запросы командира водитель. Нужно было уходить. Но Шиманский на всякий случай попробовал сесть за рулевое колесо сам. Услышав хруст разваливающегося подшипника, понял – даже если двигатель чудом заведётся, начать движение всё равно не получится. Командир отдал приказ «на землю».
Из нижнего люка их выбралось под днище четверо. И сразу разгорелся бой. Ребята стреляли одиночными, экономя патроны. Кто знает, когда ещё подойдут свои. Но постепенно надежды становилось всё меньше. «Духи» сжимали свой натиск. Число их увеличивалось.
Враг стрелял с явным намерением не убить, но из-под бронетранспортёра не выпустить. Чувствовалось, что советских бойцов планируют взять живыми для привычных для бандитов «развлечений». Но ребята не собирались этого допускать. Они сползлись вместе под БТР и обнялись. Последнее решение было принято...
В это время к сражающимся ребятам шла помощь – БМП разведроты 12-го гвардейского мотострелкового полка. Но добраться до них в боевой обстановке улиц оказалось непросто. По воспоминаниям командира БМП лейтенанта Е. Блохина, при их приближении «духи» дважды выстрелили из РПГ. Снова досталось подбитому БТР, «прилетело» и в левый бок прибывшей машины. Повезло - попало в фальшборт.
К сожалению, помощь пришла поздно. Ребята под БТР не подавали признаков жизни. Но неожиданно кто-то шевельнулся и попытался выползти. Разведчики тут же бросились вперёд. Они быстро затащили солдата в десант, и машина рванула к своим. Вколов парню по дороге сильное обезболивающее, бойца передали его на руки врачам. Позднее выяснилось, что это выжил Пётр Теплюк (Теплюх), который и рассказал о последнем бое своего экипажа.
Ушедшие в вечность Шиманский Валерий, Курин Николай, Сангов Орзакул, Ткачук Виктор, Тешабаев Акзам и Толмачёв Вячеслав заслужили искреннее уважение и память. Как и случайно выживший Пётр Теплюк. Большинству ребят не исполнилось и 20-ти лет. Все они были награждены орденами Красной Звезды или Красного Знамени. Память каждого чтят и в наши на своей малой родине, но тогда она была у них общей – Советский Союз. Пётр Иванович Теплюк ещё был жив после распада Союза. С ним пытался выйти на личную связь Евгений Блохин, но безуспешно. Следы его затерялись на Украине.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.