Найти тему
Историческое оружиеведение

Историческое холодное оружие в советских фильмах. Часть 3

О. Табаков в фильме "Ах, водевиль, водевиль..."
О. Табаков в фильме "Ах, водевиль, водевиль..."

Канал "Историческое оружиеведение" уже не раз обращался к теме использования подлинных образцов холодного оружия в художественных фильмах советского периода. Что делать, профессиональная деформация: глаз привычно фокусируется на том или ином клинке, а мозг тут же (ну или посоветовавшись предварительно со справочниками) выдает его наименование и годы бытования. Впрочем, получению удовольствия от просмотра фильма, это ни в коем случае не мешает.

Ну и надеюсь, этот обзор напомнит подписчикам о старых и сегодня уже фактически забытых фильмах...

Сабля гусара в фильме "Ах, водевиль, водевиль..." (1980 год)

Собственно, мысль о том, что обзоры можно продолжить, пришла после просмотра советского музыкального фильма "Ах, водевиль, водевиль...", снятого в 1980 году - глаз зацепился за саблю великолепного отставного гусарского прапорщика в исполнении Олега Табакова.

Режиссер и сценарист фильма Г. Юнгвальд-Хилькевич не акцентировал внимание на времени, в котором происходят события фильма, но в любом случае сабля, которой щеголяет отставной прапорщик ему не соответствует: судя по характерной гарде, она, скорее всего представляет собой один из образцов французской сабли обр. 1822 года, но изготовленной уже как минимум в конце 19 века.

Отставной прапорщик со своей саблей (кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..." (1980)).
Отставной прапорщик со своей саблей (кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..." (1980)).

На это же - конец 19 века указывает и очень интересный клинок этой сабли: он испанского типа (т.н. "тип Толедо"): его характерной чертой является отсутствие лезвия на первой и второй третях клинка - здесь он имеет прямоугольное сечение, спуски (и лезвие) появляются только на последней трети клинка - на боевом конце.

На то, что этот клинок именно "тип Толедо" указывают характерные узкие долики, которые делались вдоль обеих граней такого клинка.

Прапорщик вкладывае саблю.
Прапорщик вкладывае саблю.

Морской кортик в фильме "Труффальдино из Бергамо" (1977 год)

Вспомнить о кинжале, которым хотела заколоть себя Беатриче Распони из музыкальной комедии "Труффальдино из Бергамо", труда не составило.

И не зря. Как оказалось, в фильме, освещающем один из эпизодов итальянской жизни начала 18 века (пьеса "Слуга двух господ" была написана в 1749 году), Беатриче в исполнении Валентины Кособуцкой, решила свести счеты с жизнью русским морским кортиком обр. 1803 года, который служил в русской армии даже после Гражданской войны. Можно предположить, что кортик этот, судя по форме клинка, скорее всего все таки тоже конца 19 - начала 20 веков.

Кортик Беатриче (кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1977)).
Кортик Беатриче (кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1977)).

Шамширы в фильме "Андрей Рублев" (1966 год)

Не смог найти подходящих к времени сабель и реквизитор фильма "Андрей Рублев".

Фильм охватывает по времени первую треть 15 века (1400 - 1423), и Андрей Тарковский постарался весьма точно отразить антураж этого периода, включая костюмы и оружие, однако, кое что все-таки в глаза бросается - в частности, сабли у воинов, что татар, что русских, как говорится, "не той системы".

Так, дружинники русского князя, арестовывая скомороха (Ролан Быков), посмевшего в своих частушках высмеять бояр, щеголяют отличными саблями с весьма характерным клинком шамширного типа и с навершием, скорее среднеазиатским:

Арест скомороха (кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)).
Арест скомороха (кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)).

Считается. что эта форма клинка появилась в Персии никак не ранее 16 века, позже проникла в Турцию и бытовала в Средней Азии вплоть до установления там советской власти.

Предположу, что сабля в кадре - среднеазиатская и вряд ли старше 19 века.

Ятаганы в сказке "Илья Муромец" (1956 год)

Ну а закончить этот небольшой обзор мне бы хотелось холодным оружием, которым были вооружены некоторые герои старой советской сказки "Илья Муромец", снятой в 1956 году с Борисом Андреевым в главной роли (фильм этот, кстати, был первым широкоформатным советским фильмом).

Поскольку главный герой и его, так сказать, коллеги по профессии, были былинными богатырями, постольку и оружие они имели богатырское и, соответственно, только похожее на исторические образцы.

Алеша Попович и Добрыня Никитич (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).
Алеша Попович и Добрыня Никитич (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).

Однако противники наших богатырей, тугары, имевшие менее богатырские стати, могли похвастаться как минимум двумя великолепными ятаганами первой половины 19 века в весьма богатой отделке и, судя по форме рукоятей, скорее всего османским и балканским.

Османский достался лично Калину-царю:

Калин-царь уговаривает Василису выйти за него замуж (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).
Калин-царь уговаривает Василису выйти за него замуж (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).

Ну а балканский - полководцу тугар - Сартаку:

Сартак с ятаганом (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).
Сартак с ятаганом (кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)).

Кстати, обратите внимание на размеры "сартаковского" ятагана и форму характерного "ушастого" навершия.

Интересно, были ли эти ятаганы в "запасниках" Мосфильма, или все-таки их позаимствовали на время съемок. Я бы поставил на второе - ятаганы богато отделаны серебром, вряд ли им место в кинематографических кладовках.

#оружие #холодное оружие #кино советского союза

О восточных саблях в фильмах можно прочитать здесь.

О советских шашках можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц