Найти тему
Смотри в себя

Чего не нужно просить у Бога? Объясняют священники

Мы обращаемся к Богу с молитвами и просьбами. Чего нельзя просить или лучше не просить, рассказали священнослужители и богослов.

Иоанн Тераудс — иерей, настоятель Знаменского храма Ярославля, руководитель молодежного отдела Ярославской епархии, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии.
Иоанн Тераудс — иерей, настоятель Знаменского храма Ярославля, руководитель молодежного отдела Ярославской епархии, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии.

Иоанн Тераудс, иерей:

Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся слова из Священного Писания:

«Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Это — из Нагорной проповеди Христа. Но здесь мы не видим слов «не просите». Например, в молитве «Отче наш» даже есть строчка: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Фраза «не заботьтесь и не говорите» — это напоминание не заниматься этим слишком серьёзно. В молитве мы можем Богу говорить о проблемах, нестроениях, о тех вещах, которые нас волнуют: еда, питьё, одежда, недвижимость, проблемы финансового характера. Всё это мы можем излагать в молитве. В этом нет ничего плохого. Молиться можно обо всём.

Чего нельзя просить в молитве — это просить греха. Потому что это Богу противно. Нельзя просить, чтобы Господь дал вам успешно украсть или убить, или соблудить и так далее.

Молитва отличается от заклинания не набором слов, а тем отношением, которое мы имеем. Бывает дерзновенная молитва, но в ней всегда присутствует факт смирения перед волей Божьей, принятия воли Божьей: «Я хочу так, Господи. Но не знаю, как Ты хочешь. Дай мне так, как Ты хочешь».

Иногда осознание этого может привести тебя в состояние страха и ужаса. Бог хочет не так, как хочу я. Перебороть этот страх — одна из задач христианина на пути налаживания молитвенной жизни.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Чего нельзя просить у Бога? Исаак Сирин объясняет это, демонстрируя это на очень странном примере. Представьте себе, что какой-то нищий очень долго и упорно добивается приёма у царя, а когда, наконец, добивается аудиенции, то просит у царя гноя.

Это притча. А что это значит? Мы меньше всего молимся об избавлении от своих страстей и прощения грехов. Мы молимся о том, чтобы от чего-то излечиться, что-то приобрести, найти мужа… Если на диктофон записать все наши просьбы, то найдётся ли хоть одна такая: «Господи, помоги мне избавиться от зависти».

Мы просим то, что гниет. Мы просим гноя. Это означает, что мы не верим, Господи, что Ты — есть любовь.

Исаак Сирин говорит:

«Ничего не проси у Бога, если веришь Ему».

Проси только об одном: «Господи, помилуй и спаси меня». Потому что это
— корень всего. Если исцелится твоя душа, то все блага впоследствии снизойдут на тебя.

Люди ездят к чудотворным иконам, мощам, в святые места, без конца подают записки... Но в их жизни ничего не меняется. Потому что просят гноя.

А как же тогда быть? Ведь у кого чего болит, тот о том и говорит… Святитель Игнатий Брянчанинов предлагает следующее обращение к Богу:

«Господи, Ты видишь, чего я хочу, но да будет воля Твоя, а не моя. Помилуй меня».
Нектарий Морозов — игумен, настоятель Петропавловского храма в Саратовской епархии, публицист, писатель, проповедник.
Нектарий Морозов — игумен, настоятель Петропавловского храма в Саратовской епархии, публицист, писатель, проповедник.

Нектарий Морозов, игумен:

К преподобному Амвросию Оптинскому приезжали самые разные люди. И как-то раз приехала женщина, которая была озабочена вопросом, почему умирают индюшки. И кто-то рядом негодовал, что она прибыла к великому старцу разбираться со своими индюшками. А Амвросий ему и говорит: «Ты не понимаешь, что в этих индюшках заключается вся её жизнь. Ну, как она может об этом не говорить?»

Я считаю, что молиться нужно обо всём, что человека беспокоит. Но очень важно заканчивать свою молитву такими словами «впрочем, Господи, не как я хочу, а как Ты хочешь».

Вот тогда и душа успокаивается, и в результате мы получаем, что должны получить. Потому что иногда мы просим об одном, а нам нужно, на самом деле, совсем другое. И бывает так, что человек требует чего-то, и Господь ему это даёт. Но это не приносит пользы. Это человеку даётся, чтобы он познал, насколько ему это было не нужно.

А когда человек говорит «впрочем, Господи, не как я хочу, а как Ты хочешь», то в итоге он получит то, что надо.

Ещё статья: Что делать, если боишься идти на исповедь? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение