30 августа 1918 года эсеркой Фанни Каплан было совершенно покушение на Владимира Ленина. Вождь мирового пролетариата получил ранение, но довольно быстро восстановился и уже через полтора месяца вернулся к управлению страной.
Однако если бы Фанни Каплан (или тот, кто это был на самом деле) стреляла более метко и земные дни Владимира Ленина завершились бы в тот памятный вечер на заводе Михельсона, то что могло быть дальше с "детищем Ленина" молодой Советской республикой?
Ключевым вопросом является: кто стал бы председателем советского правительства (Совета народных комиссаров РСФСР) после Владимира Ленина? Возвышение Иосифа Сталина началось только после череды партийных интриг в 1922 году, а все остальные лидеры советского правительства не имели такой мощной популярности, как лидер Красной армии Лев Троцкий.
Поэтому с очень высокой вероятностью главный пост в управлении РСФСР занял бы именно этот революционер. Об уровне популярности Троцкого свидетельствует образец записки, переданной ему одним из военных командиров тех лет И. Апанасенко:
КРАСНОМУ ВОЖДЮ РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ!..
(...) все равно нам идти далеко вперед, к своим сотоварищам и водрузить Красный факел на горизонте Европы, а Тов. Троцкого посадим управлять Красной Армией не одной РЕСПУБЛИКИ, а может быть Миром(...).
Однако, будучи популистом и крайним (даже среди большевиков) политическим радикалом, Троцкий, скорее всего, не справился с экономическими проблемами, буквально толкающими обескровленную политикой "Военного коммунизма" страну к экономическому коллапсу.
Опережая надвигающийся крах экономики, Владимир Ленин в начале 1920-х годов вынужден был запустить знаменитую политику НЭПа (Новая экономическая политика) которая буквально вытащила Советскую Россию из экономической пропасти и проложила мостик к дальнейшей индустриализации страны.
Как известно, суть НЭПа заключалась в возвращении в экономику страны элементов рыночных отношений при гос. регулировании (кстати этот подход восхитил "отца китайских реформ" Дэн Сяопина). Но против новых мер Ленина энергично возражал Лев Троцкий, сказавший о политике НЭПа свои знаменитые слова 25 августа 1921 года: "Дни Советской власти сочтены" и "кукушка уже прокуковала".
Продолжая политику военного коммунизма, Лев Троцкий мог еще какое-то время нечеловеческими усилиями выжимать из деревни зерно и продовольствие, но вся эта лавочка непременно схлопнулась бы уже к середине 1920-х годов.
А вот что было бы дальше - большой вопрос. Возможно, бегство Троцкого за границу и неизбежные внутренние изменения в стране. Но какие? В общем, не всегда огненный взгляд и пламенные речи идут в унисон с реальными проблемами государства, тем более, что Троцкий грезил идеей мировой революции, а не обустройством отдельно взятой страны.
.