Найти тему
muntaqa.info

«Я оставил свой мазхаб из желания учиться у тебя». Кады Абу Я'ля, Абу Исхак аш-Ширази и Ибн Таймия

"Аль-Мусаввада" (ар.: черновик) семьи Таймия. Книга по «усуль аль-фикху» от трех авторов: Абдуссаляма ибн Таймии, Абдульхалима ибн Абдуссаляма ибн Таймии и Ахмада ибн Абдульхалима ибн Абдуссаляма ибн Таймии.
"Аль-Мусаввада" (ар.: черновик) семьи Таймия. Книга по «усуль аль-фикху» от трех авторов: Абдуссаляма ибн Таймии, Абдульхалима ибн Абдуссаляма ибн Таймии и Ахмада ибн Абдульхалима ибн Абдуссаляма ибн Таймии.

Говорил шейх Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия (ум. 726 г.х.): "Шейх Мухаммад ибн Яхья (продолжение имени, скорее всего: ибн Мухаммад ибн Саад аль-Макдиси ас-Салихи аль-Ханбали; хафиз) рассказал мне о кады Абу Я'ля (Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Фарра аль-Багдади аль-Ханбали, ум. 458 г.х.), что однажды пришел к нему некий правовед, чтобы изучать у него мазхаб Ахмада (ибн Ханбаля). Кады спросил у него откуда он и тот сообщил о своем месте жительства. Абу Я'ля спросил: "Жители твоей местности поголовно изучают мазхаб аш-Шафии. Почему ты оставил его и обратился к нашему мазхабу?" Он ответил: "Я оставил свой мазхаб из желания учиться именно у тебя". Кады сказал: "Так не пойдет. Если ты в твоей местности будешь на мазхабе Ахмада, а остальные жители на мазхабе аш-Шафии, то ты не найдешь никого, с кем мог бы заниматься повторением и совместным изучением (шариата). Также ты можешь послужить причиной зарождения взаимной вражды и споров. Так что лучше тебе держаться мазхаба аш-Шафии, раз уж население твоей местности придерживается его".
Затем кады посоветовал ему обратиться к шейху Абу Исхаку (аш-Ширази аш-Шафии, ум. 476 г.х.) и отвел его к нему. На что (Абу Исхак аш-Ширази, принимая их) сказал:
"Слушаю и повинуюсь. Для меня он (Абу Я'ля) - лучший из правоведов. Я прислушиваюсь к нему".
Они повели себя таким образом, потому что оба действовали на основе знания, и каждый из них стремился к спасению в загробной жизни".

См. "аль-Мусаввада", с. 541-542.

В этой истории и в комментарии Такыюддина ибн Таймии к ней содержится много уроков и ответов на вопросы, актуальные для нашего времени.

  1. Какой путь в изучении исламского права был общепринятым среди имамов и ученых прошлого?
  2. Какой мазхаб лучше выбрать желающему изучать фикх?
  3. Абу Я'ля - столп ханбалитского мазхаба, Абу Исхак - столп шафиитского. Посмотрите на них и вспомните о существовании навязываемых молодежи страшилок про "мазхабный фанатизм". Современные поборники идеи иджтихада без условий (по крайней мере для самих себя) и их мукаллиды прикладывают большие усилия для того, чтобы следование не за ними, а за любым из классических мазхабов ассоциировалось у мусульман исключительно со словами "фанатизм" и "слепой таклид". Ученые, которые относятся к определенной классической школе исламского права, и труды которых не подходят для подтверждения мнений современных лидеров этого течения, с легкостью обвиняются в фанатизме и в чем угодно вообще. Так у них было с "фанатизмом" Абу Исхака аш-Ширази и так они покушались на многие другие знаковые фигуры, оставившие существенный след в развитии исламской мысли. Но одно дело - партийная пропаганда, и другое - жизнь.
  4. Соответствует ли подходу имама Ибн Таймии поведение тех, кто устраивает смуты среди мусульман своей местности, потому что "намаз надо делать по сунне, а не по-ханафитски" и по другим подобным вопросам? Может быть соответствует подходу кады Абу Я'ля?
  5. Соответствует ли подходу имама Ибн Таймии поведение тех, кто выступает против изучения фикха определенного мазхаба и следования ему? Может быть соответствует подходу кады Абу Я'ля? Или имама Абу Исхака аш-Ширази?
  6. Соответствует ли подходу имама Ибн Таймии поведение тех, кто уезжает из сугубо ханафитской или сугубо шафиитской местности, чтобы учиться у "правильных учителей" совершенно иной трактовке религии? Может быть соответствует подходу ханбалитского кады Абу Я'ля?
  7. Абу Исхак аш-Ширази - ашарит, декларировавший неприязнь к тем, кто испытывает неприязнь к ашаритам. Абу Я'ля аль-Фарра - апологет ханбалитского тафвида и запрета истолкования аятов и хадисов с описаниями Аллаха - писал опровержение ашаритам. Ахмад ибн Таймия декларировал неприязнь к ашаритским взглядам и к ханбалитскому тафвиду с извечной неизменностью качеств Аллаха. Привело ли их противостояние в теоретических изысканиях о тонкостях вероучения к идее о запрете приобретения знаний у сторонника иной концепции?
  8. Привело ли их противостояние в теоретических изысканиях о тонкостях вероучения к тому, чтобы отрицать достоинство и знания друг друга?
  9. Можно ли сказать, что все трое являют собой недостойный пример для мусульман?

Читать на сайте: https://muntaqa.info/talabilm/

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram