Сразу оговорюсь, что это именно путь, то есть я (вернее мы) ещё идём по нему.
Когда я родила первую дочку, и она вошла в возраст тодлера, я схватилась за голову в смятении, оглядывая комнаты нашей квартиры. Когда всё успеть: приготовить, поиграть, погулять и при этом всё убрать? Игрушки частенько заполняли все горизонтальные поверхности... А мы ещё очень любили играть с крупами (манкой и гречкой). И при этом очень любим ходить по дому босыми. Наступить босой ногой на гречку или деталь Лего -то ещё "удовольствие". Проблема была налицо. Я решала её по мере своих сил, но до чистоты в доме было далеко. Нет, горы грязи у нас по углам не валялись, но блеска и опрятности не хватало очень. Пока убираешь одну комнату, в другой наступает хаос...
Когда старшей исполнилось четыре с половиной, родилась наша младшая дочка)). И вот сейчас старшей 6, младшей 2. Я оглядываю квартиру и понимаю, что с двумя детьми у меня стало чище, чем было с одним ребёнком. Как так?? А всё дело в обучении домашних порядку! Если убирает одна мама, то либо она весь день занимается уборкой, либо привет, бардак.
Итак, мой план по достижению чистоты(уже частично реализованный и давший свои плоды) :
1. Каждый в доме должен убирать за собой. Это ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО. И именно оно даёт 70-80% результата. Порисовали красками, закончили - сразу! убираем кисточки и краски по местам, протираем стол, если накапали. Пришли с улицы - тут же развесили всю одежду, разложили сумки, разобрали пакеты. Покушали- дружно убираем за собой всё со стола. Желательно сразу в посудомойку (ну или хотя бы в раковину).
Ко всему этому нужно ПРИУЧАТЬ детей (а иногда и себя с мужем) 😉
А если после любого дела ничего не убирается, после еды всё остаётся на столе, дети привыкли бросить игрушку там, где играли, а муж носки там, где их снял, то остальные пункты не помогут! Начинать нужно именно с этого!
2. Если в доме два ребёнка и один старше, то поручать ему (ей) лёгкие дела по дому. В нашем случае это: протереть пыль, полить цветы, загрузить посуду в посудомойку, помочь младшей убрать игрушки. Цветы поливают и пыль протирают мои девочки вместе. Двухлетней Катюше очень интересно обучаться всему, глядя на старшую сестру Олю.
3. Тяжёлую артиллерию: полы и санузел - беру на себя я, конечно. Тут я давно заметила одну закономерность: если в квартире чисто (вымыты полы, всё по местам) , а в санузле грязно, то вид всей квартиры можно отнести к категории "свинарник". Если санузел сверкает, а в квартире немного разбросаны игрушки и полы мылись дня 3-4назад, то в целом вид вполне достойный. Вывод: санузел мыть как можно чаще)) Пару раз в неделю точно, а в целом по мере загрязнения. Сюда же относится раковина и плита. Это такие точки, которые быстрее всего пачкаются и требуют внимания (раковина и плита ежедневного).
4. Прихожая. У нас у входной двери нет коврика, тк я пришла к выводу, что от него больше проблем, чем пользы. Он вечно грязный и что с ним делать через месяц-два.... Вид становится тот ещё. Т.к. у нас у двери лежит плитка, мне не составляет труда ежедневно там протереть полы. Дело 3-5 минут, а по коридору не разносится песок или мелкие камни (которые в большом количестве приносятся в дом на обуви зимой).
5. Зеркала и окна. Вот с этим у меня пока проблемы. Не люблю мыть окна😔. Прям хоть клининговую компанию вызывай. С зеркалами ещё кое-как справляюсь, но окна.... Мою их весной один раз и иногда осенью, а с дороги летит пыль и грязь. Снаружи окна становятся грязными буквально через месяц после мытья. В общем, тут ещё для себя не решила, как лучше.
6. Говорим "Нет" лишним вещам! Это тоже весьма ценное правило, тк прекрасно разгружает шкафы/полки/ящики. Всё, из чего выросли дети-отдаем/продаем. Сломанные игрушки выкидываем. Одежду, которую не носим, в шкафах не складируем. Я в этом пункте ещё не достигла идеала, но постепенно двигаюсь к намеченной цели: оставить в доме только любимое и необходимое! Кстати, в этом пункте на изменения меня сподвигла соседка, которая с двумя детьми в двушке поддерживает идеальную чистоту. На мой вопрос:"Как ты это делаешь, куда всё убираешь? " , она ответила: "У меня нет ненужных вещей, только то, чем пользуемся! "
7. Для того, чтобы ребёнок эффективно и с радостью убирался, у каждой вещи (группы вещей) должно быть своё место. И ребёнок должен знать, что, например, мягкие игрушки лежат в этой коробке, книги стоят в этом шкафу, тетради и альбомы в этом ящике, а пластилин и краски вот в этом. Тогда не будет бесцельных метаний по квартире в раздумьях: "А куда-бы это положить ( читайте "запихнуть") ??? "
Мы с девочками по-прежнему любим играть с крупами, пластилином, красками. Но мы научились сразу после игры всё убирать по местам! Я научила этому себя и старшую дочь, а она уже учит младшую. И это очень приятно))
А как вы решаете вопрос чистоты в доме? Есть какие-то свои лайфхаки и наработки? Поделитесь!))