Когда я была маленькая, у меня была подружка, я подружилась с ней с детского садика. Надо сказать, что с тем, чтобы находить друзей у меня никогда особых проблем не было. Я училась в 4 классе, ходила в художественную школу. Воспитывалась в среднестатистической семье, мы с папой и мамой жили в панельном доме в 3х комнатной квартире, летом я ездила на дачу к бабушке с дедушкой.
Девочку звали Настей, она тоже была из среднестатистической семьи, жила в 2х комнатной квартире панельного дома по соседству, но ее финансовое положение было чуть выше моего.
Как я потом заметила, часто бывает, что внутри среднего класса, если есть хотя бы малейшая разница в доходах семьи – люди начинают очень сильно это подчёркивать и даже доходят до того, чтобы искусственно создать сословность.
Мы вместе шли в школу, каждую перемену общались, после уроков ходили друг к другу в гости – веселились и делали уроки. Вечером приходили родители после работы, и мы расходились. Наши семьи общались, мы ездили вместе на отдых – были лучшими подругами. Настя была отличницей, она ходила на танцы, была примерным ребенком, мечтала, что когда вырастет станет как ее мама.
Мне очень нравилось проводить с ней время, нам было весело, я уже тогда начала замечать насколько разными бывают семьи.
Моя мама всегда ставила Настю мне в пример – "Настенька убирается каждую неделю в своей комнате"; "Настенька каждый день моет посуду, Настенька учится на отлично а ты нет, Настенька догадалась одеть теплую курточку в дождь, а ты нет" и т д. Мне иногда казалось, что не я дочь моей матери, а Настенька.
Со стороны же мамы Настеньки я слышала – "Она у нас такая умница, такая помощница", "Она написала контрольную на пять, а у тебя не получилось да?", "Мы всей семьёй поедем в Болгарию этим летом, а ты что ни разу не была заграницей?", "Мы купили Настеньке новый телефон, ведь его надо менять раз в год, а твоему телефону уже 3 года да?".
В детстве я не понимала что происходит, я только чувствовала, что после разговоров с ее семьёй мне казалось, что я какая-то непутёвая, бедная и почему-то было стыдно за свою семью. Родителям я ничего, конечно, не говорила.
Я постоянно находилась в интересной ситуации – дома мне говорили о том, какая Настенька хорошая и в чем лучше меня, у Насти мне говорили какая она хорошая и в чем я и моя семья хуже ее, и мне, что смешно, было непонятно почему я себя так плохо чувствую, почему я такая непутёвая.
Так мы дружили 6 лет, пока она не начала меняться. Раньше, мы могли каждый день гулять, разговаривать по телефону часами и делить друг с другом самое сокровенное. Вначале я начала понимать, что чувствую себя также плохо, как после разговора с ее семьёй. Она как бы случайно указывала мне на какие-то недостатки, на положение своих родителей в сравнении с моими. Я начала чувствовать, как будто у нас появились роли – она выше, я соответственно, ниже. Тогда я не могла понять, что происходит и почему,единственное, что я поняла, что мне не нравится так себя чувствовать. Я начала ей грубить, искать других друзей, защищаться. Так мы начали отдаляться пока вначале она не нашла себе другую подругу, а потом ее родители решили, что эта школа не сможет дать ей хорошее образование и перевели в другую.
На этом история не закончилась. Я поступила в университет и случайно увидела ее маму, которая в первую нашу встречу за 10 лет сказала:
- Ой, как ты выросла. Настя тоже поступила в этот университет, но на другую специальность, а тебе что баллов не хватило поступить на ту же?
И я наконец поняла, что дело совсем не во мне, просто есть такие люди и время, по видимому, их не меняет в лучшую сторону.
Когда я была маленькая, я не понимала почему это происходит, я не знала, что надо было делать, я просто начала отвечать так, как я чувствую и дистанцироваться от этих людей. На протяжении 6 лет я слушала с двух сторон нелестные характеристики себя, которые очень сильно влияли на меня, мою самооценку. Хоть я и не сказала громко: со мной так нельзя! Ведь я не понимала, что они делают что-то плохое, я нашла выход, просто по ощущениям.
Хочу закончить эту историю так.
Сейчас нам с Настей по 26 лет. Она до сих живёт с родителями, поступила в университет на кафедру, где преподает ее мать, на специальность отца. Закончила бакалавр и магистратуру с красным дипломом и работает в фирме, куда ее устроил отец. Она так и осталась жить в том провинциальном городке. А я закончила тот же провинциальный вуз с красным дипломом, переехала в другой город, поступила на бюджет в центральный вуз, устроилась на работу по специальности самостоятельно, вышла замуж, завела собаку и живу в этом городе с первых дней без помощи родителей. Признаюсь честно, мне понравилось однажды сказать своей матери: Ты сравнивала меня с Настей, теперь посмотри, где я и где она.