Найти тему
С любовью из России

Первый воздушный рейс, известный человечеству. Чем он закончился

Сейчас дальние путешествия без использования услуг авиакомпаний кажутся немыслимыми. Сравнительно недорого, быстро, безопасно, комфортно – сел в самолет и лети хоть на другой конец света. Но чуть больше 100 лет назад, в начале XX века, о таком удовольствии люди и не мечтали. В 1903 году был совершен первый в истории полет как таковой (привет от братьев Райт), но на тот момент никто не думал о том, чтобы использовать авиацию для перевозки грузов и, тем более, пассажиров. Но воздушные суда начали очень быстро эволюционировать и совершенствоваться. Чуть более, чем через 10 лет, был совершен первый пассажирский рейс, на который официально продали билет!

Первый самолет летчика-авиаконструктора И. И. Сикорского
Первый самолет летчика-авиаконструктора И. И. Сикорского

Русские отстали

Описываемые события произошли 1 января 1914 года. Кто-то скажет, что пассажирская машина Сикорского поднялась в воздух на несколько дней раньше, в декабре 1913, и будет прав, если бы не одно «но» – это был тестовый полет без пассажиров и, тем более, без продажи билетов. Людей на борт взяли только в феврале, уже после американского коммерческого, условно говоря, перелета.

20 миль над водой

Первый в истории пассажирский рейс, на который продавались билеты, был осуществлен между двумя американскими городами, расположенными на противоположных берегах залива Тампа-Бей – Сент-Питерсбергом и Тампой. Авиакомпания St. Petersburg Tampa Airboat Line не собиралась заработать на этом полете (хотя кое-что выручить получилось), цель состояла в демонстрации возможностей авиации того времени, в доказательстве обществу того, что самолет может использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, что это, как минимум, быстро и относительно удобно (безопасность в то время, конечно, хромала).

Соответственно, грузить кучу народа на борт не стали, решили продать только один билет, причем, на аукционной основе. Стартовая цена составила всего 5 долларов (по некоторым данным 50), что уже не так и мало, а после короткого торга билет на воздушное судно выкупил бывший мэр Питерсберга Абрам Фейл (Феил). Стоимость удовольствия составила 400 долларов. Казалось бы, не так и много – сейчас дальние международные перелеты стоят куда больше, но нужно понимать, что речь идет о самом начале XX века400 баксов на тот момент составлял доход среднего рабочего примерно за 80 дней (из расчета 5 долларов за смену).

-2
-3

И вот самолет отрывается от поверхности воды и летит над гладью залива… Максимальная высота, которую смогла набрать воздушная машина – 5 метров, при этом расстояние в 34 километра (20 миль) удалось преодолеть за 23 минуты. По современным меркам это черепаший ритм, но в то время подобная скорость перемещения казалась людям фантастической!

Первый пассажирский полет 1914 года
Первый пассажирский полет 1914 года
Этот первый полет убедил местное население в безопасности нового средства перемещения, и с того момента началось регулярное сообщение между двумя американскими городами через залив.

Пассажиропоток довольно большой, ехать по берегам залива очень уж долго. Несмотря на то, что линия просуществовала всего 4 месяца, она дала толчок развитию американской пассажирской авиации и, в каком-то смысле, развитию воздушных перевозок во всем мире.

-5

Компания-перевозчик не имела права доставлять пассажиров, но работала успешно, никто не трогал. Фактически первопроходцами стали нелегалы!

-6

А что потом?

Потом началась Первая мировая, и пассажирское авиасообщение, с одной стороны, притормозилось, а с другой, получило толчок в развитии – война в технологическом плане позволяет совершать настоящие прорывы. Уже в 1919 г. начались регулярные авиаперелеты между немецкими городами, причем, самолеты встречались уже уровня едва ли не современного в плане комфорта. Например, тот же «Гранд», разработанный Сикорским, был оснащен:

  • обогревательной системой;
  • рестораном;
  • комнатой для сна;
  • туалетными комнатами;
  • полноценными ваннами.
И. И. Сикорский у первого двухмоторного варианта самолета «Гранд». Комендантский аэродром. Март, 1913 г.
И. И. Сикорский у первого двухмоторного варианта самолета «Гранд». Комендантский аэродром. Март, 1913 г.

А ведь именно по его образу и подобию создавался авиационный комфорт чуть ли не по всему миру! Кстати, уже тогда начали задумываться о безопасности в плане терроризма и хулиганства – кабину пилота стали отделять от пассажирского салона, и кто знает, сколько жизней помогло сохранить это простое, на первый взгляд, решение.

Так что когда в следующий раз будете подниматься на борт красавца-лайнера, вспомните, с чего все начиналось – с лодки на крыльях, которая могла подняться максимум на 5 метров!

Источники:

https://1prof.by/news/v-mire/ot-vinta-kak-nachinalas-istoriya-mezhdu/

http://www.airwar.ru/enc/flyboat/benoist14.html