В 2019 году для сдачи ОГЭ по русскому языку обязательным стало устное собеседование. Благодаря ему ученик демонстрирует умение понимать и пересказывать текст, вести беседу, отвечать на вопросы. Зачет по собеседованию является допуском к самому экзамену. Рассказываем, какие предлагаются задания и как к ним подготовиться.
Основной срок проведения собеседования по русскому языку в текущем учебном году – 9 февраля 2022 года. Дополнительные сроки установлены 9 марта и 16 мая.
Из чего состоит собеседование
На собеседовании школьнику предстоит выполнить 4 задания. Они все требуют развернутого устного ответа. В первом задании нужно вслух прочитать научно-публицистический текст. Во втором – подробно его пересказать, привлекая дополнительную информацию. В третьем задании нужно высказать свое мнение по теме, а в четвертом – принять участие в диалоге.
За собеседование ставится зачет или незачет, максимально возможное число баллов — 20. При этом, чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов – не важно, за какие задания.
Чтение текста вслух
Для прочтения школьнику предлагают текст объемом 160–200 слов. В нем рассказывается об известных личностях из областей науки, техники, культуры, искусства, спорта. Чтобы подготовиться к прочтению, дают 2 минуты.
Приводим пример задания на чтение текста из демонстрационной версии ФИПИ:
Чтобы хорошо справиться с заданием, стоит в отведенные на подготовку 2 минуты прочитать текст про себя. При этом следует уделить особое внимание именам и фамилиям, незнакомым и сложным словам, географическим названиям, терминам и понятиям, словам, в которых проставлены ударения, а также формам числительных.
В процессе чтения важно запоминать основные мысли, фиксировать ключевые слова, передающие суть предложений. Ключевыми словами может быть грамматическая основа или главный член предложения, слова, которые называют персонажей, основные понятия или предметы, даты, имена собственные. Хорошо несколько раз прочитать сложные слова и обратить внимание на правильную постановку ударения. При склонении числительных необходимо склонять оба корня («более 200 (двухсот) раз») – за ошибку при склонении числительных снимают балл.
У числительных 40, 90, 100 – лишь две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.
У составных количественных числительных при склонении изменяют каждое слово: «Он участвовал в 276 (двухстах семидесяти шести) экспедициях».
В составных порядковых числительных изменяют только последнее слово: «В 1990 (тысяча девятьсот девяностом) году…»
Все это поможет подготовиться ко второму заданию.
Также при чтении оценивают интонацию и темп. Интонацию нужно выдерживать в соответствии со знаками препинания: в конце повествовательного и вопросительного предложений голос следует понизить. При этом на вопросительном слове голос повышается. Также повышать его стоит и в конце восклицательных предложений. Там, где стоят точки и запятые – делайте паузы. Темп чтения должен быть средним. Совет сдающим ОГЭ: не спешите, чтобы не проглатывать слова. Читайте спокойно и уверенно.
За чтение могут поставить максимум 2 балла.
Пересказ текста
Тот текст, который школьники прочитали, им предстоит пересказать. Для подготовки отводятся те же 2 минуты.
Пример задания на пересказ текста из демоверсии ФИПИ:
Пересказ должен отвечать двум требованиям: быть подробным и содержать дополнительную информацию из отдельной карточки. Подробный пересказ означает, что в нем нужно упомянуть все темы тексты. Обычно им посвящают отдельные абзацы. Так что сколько абзацев – столько, как правило, микротем. В основном, в текстах ОГЭ содержится по 4 абзаца. На отдельной карточке школьнику выдают цитату, которая характеризует персонажа текста. Ее предстоит к месту вставить в пересказ.
Комиссия в этом задании принимает во внимание 4 момента: сохранность микротем, соблюдение точности в пересказе фактов, уместность цитаты с карточки и способ цитирования.
Совет экзаменующимся: в целом вам придется иметь дело с текстом 6-7 минут (подготовка к чтению, чтение и подготовка к пересказу) – когда его заберут, у вас останутся ваши записи на полях для заметок, ими смело можно пользоваться. Если не запомнилась дата из текста, о ней можно сказать обобщенно, например, «в середине XX века». Так вы не допустите фактическую ошибку.
Пересказ считают наиболее сложной частью итогового собеседования. Поэтому к нему хорошо готовиться заранее: больше читать, смотреть фильмы и спектакли – пересказывать все это друзьям.
За пересказ можно набрать максимум 5 баллов.
При чтении и пересказе комиссия оценивает правильность речи:
- ученик не допустил грамматических ошибок – 1 балл;
- допущена 1 орфоэпическая ошибка (за исключением слов с поставленным ударением) или их нет – 1 балл;
- в процессе пересказа допущено до 3 речевых ошибок — 1 балл;
- ученик не исказил слова (например, «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.
Правильность речи максимально могут оценить в 4 балла.
Монолог
В третьем задании школьнику выдают карточку, где на выбор указаны три темы для монолога: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу.
Выбрав тему, нужно подготовить по ней монолог с опорой на вопросы в карточке. Выбрать лучше тот тип речи, которым школьник лучше владеет. Для подготовки дают 1 минуту.
Монолог должен включать минимум 10 фраз (простых предложений) и длиться до 3 минут.
Монолог представляет собой связный текст, который предполагает заключение. Поэтому важно подвести итог сказанному – так экзаменующийся не потеряет баллы.
Выбрав описание, важно использовать подсказки, которые даны к заданию. Под каждой фотографией стоит подпись: «Не забудьте описать…» и тут же дается небольшой план. Он направит мысли в нужном направлении.
Совет: используйте разные части речи. Существительными вы обозначите, кто именно изображен на фото, глаголами – расскажете о действиях персонажа, прилагательными – опишите их. Поскольку фото черно-белое, то прилагательные с обозначением цвета не пригодятся. Зато можно применить такие слова, как светлый, яркий, тусклый, солнечный и т.д. Стоит считать предложения про себя (для точности можно даже загибать пальцы). Поскольку структура предложений не важна, то, чтобы набрать нужный объем, лучше составлять простые предложения.
В повествовании не стоит придумывать событие или ситуацию, лучше рассказать о том, что было в действительности. Нужно указать, где именно, в какое время и с кем произошло событие, а также назвать имена действующих лиц, проанализировать поведение и поступки в описываемой ситуации. Совет: будьте искренни, проявляйте эмоции и высказывайте свое отношение.
Монолог-рассуждение лучше выбрать в том случае, если у школьника действительно есть собственная позиция по данному вопросу. Чтобы монолог был построен грамотно, важно использовать вводные слова.
За монолог ученик может набрать максимум 3 балла. Его оценивают по 3 критериям. Во-первых, необходимо выполнить коммуникативную задачу – школьник получит 1 балл, если его монолог будет содержать не менее 10 фраз и в нем не будет фактических ошибок. Во-вторых, комиссия учтет речевую ситуацию и начислит 1 балл в случае соответствия лексики данному моменту. В-третьих, обратят внимание на речевое оформление монолога – школьник получит 1 балл, если его речь по смыслу цельная, изложена связно, последовательно, без логических ошибок.
Диалог
Четвертое задание последует сразу после монолога – на подготовку времени не дают. В ходе диалога ученику зададут вопросы по теме третьего задания.
На вопросы стоит давать развернутые ответы из 2-4 предложений. Не стоит бояться ответить «неправильно», ведь здесь важна собственная точка зрения. Важно не просто высказать мысль, ее нужно доказать – в частности, примерами из личного опыта. Также хорошо проявлять положительные эмоции: можно поддерживать себя жестами и мимикой. Говорить лучше громко и четко произносить окончания, стараться правильно употреблять слова и ставить ударения. Больших пауз стоит избегать. Вопросы учителя надо выслушивать внимательно, как правило, собеседник дополнительными вопросами старается помочь.
За диалог можно получить максимум 2 балла: один за выполнение коммуникативной задачи (даны ответы на все вопросы) и один за учет речевой ситуации. Также оценивают правильность речи за монолог и диалог, используя те же критерии, что в чтении и пересказе. Должны быть соблюдены нормы грамматики и орфоэпии, речевые нормы, лексикон должен быть обширен, конструкции – разнообразны. Отсутствие ошибок в сумме даст максимум 4 балла.
Не стоит бояться исправлять себя по ходу рассказа, ведь такое исправление не считается ошибкой. Максимальна сумма баллов за диалог и монолог может составлять 9 баллов.
Ответ школьника оценивает не собеседник, а эксперт – учитель русского языка. Он не задает вопросы и не вмешивается в ход экзамена, а лишь наблюдает и ставит оценку. При этом эксперт не обязан присутствовать на экзамене очно. Допускается проверка ответов по аудиозаписи в течение 5 дней после экзамена.
Что важно знать об экзамене
- На контрольно-измерительных материалах – ими являются карточки с заданиями – можно делать пометки. Также разрешается пользоваться черновиками. Как именно их использовать – решает либо школа, либо департамент образования региона.
- Как правило, экзамен принимает учитель, который не ведет занятия по русскому языку у экзаменующегося.
- Экзамен могут проводить без отрыва от учебы. На собеседование в этом случае вызывают прямо с урока.
- Экзамен принимают в среднем 15 минут. В случае наличия у девятиклассника проблем с речевым аппаратом на собеседование отводят 30 минут.
- Экзаменуют школьников в специальных аудиториях, во время собеседования ведется аудиозапись.
С критериями оценивания, как и с сертификацией собеседования можно ознакомиться на сайте ФИПИ.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».