Алексей вложил 2,5 миллиона, рассчитывая на окупаемость через полтора года. Мы разобрали расходы салона, чтобы понять, стоит ли на это рассчитывать. Спойлер: шансы есть.
- Автор: Варвара Ермилова
- Иллюстратор: Саша Самохина
- Редактор: Катерина Ерошина
Предприниматель купил франшизу студии заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» летом 2021 года, а уже в сентябре открыл двери для клиентов. По сути — это массажный салон, а по факту — уютное место, куда приходят расслабляться целыми семьями.
Конкурентных преимуществ тут три: во-первых, название, которое вытаскивает из чертогов разума воспоминания о детстве, во-вторых — никаких «посторонних» услуг вроде депиляции и маникюра, это моно-услуга, а в-третьих, оплата идёт за время, а не за вид или локацию массажа.
Мы взяли у Алексея данные по движению денежных средств за месяц, и вместе с Дмитрием Фурье из «Нескучных финансов» сделали экономическую модель его бизнеса.
Алексей пользуется приложениями и сервисами Эвотора, чтобы управлять финансами салона. В Личном кабинете можно видеть все движение денег и анализировать выручку и расходы.
Что обещает франшиза
- Стартовые инвестиции: от 900 000 ₽ на открытие, стартовый маркетинг и закупку косметики.
- Срок окупаемости: от 11 месяцев.
- Роялти: 7% от выручки.
- Паушальный взнос: 450 000 ₽ (использование бренда, подключение и настройка CRM-системы, маркетинг-план, предварительное оформление соцсетей, постоянная поддержка персонального менеджера).
- Чистая прибыль: от 200 000 ₽ в месяц.
Выходит, что для открытия нужно потратить не менее 1,35 млн ₽.
Или больше.
Стартовая сумма инвестиций может быть и больше 900 000 ₽— в зависимости от региона и размера студии (сколько рабочих мест в ней будет). При этом чем больше вложено на старте, тем дольше срок окупаемости.
Что получилось по факту
На старте Алексей потратил 2,5 млн ₽. Часть из этих денег — расходы: паушальный взнос, ремонт, реклама, аренда помещения. Остальное — вложение: покупка мебели, запасов материалов, расходников.
В чём разница:
Вложение — если у компании после траты денег сформировался какой-то ресурс (актив). Например, запасы, средства производства, станки, мебель и т. д. В будущем их можно продать и превратить обратно в деньги. Расходы же просто «уходят» из кармана предпринимателя.
Персонал Алексей нанял быстро: франшиза дала готовые регламенты, как нужно выбирать сотрудников, какие собеседования проводить, какие задавать вопросы. Рекламу он запустил заранее, поэтому первые клиенты появились сразу.
Сейчас в штате у Алексея работает 10 человек: это мастера и администраторы. Управляющего как такового пока нет: часть обязанностей берёт на себя старший мастер, часть Алексей выполняет сам.
Советует Дмитрий Фурье:
Когда владелец салона выполняет задачи сотрудника (например, эта вакансия пока не заполнена), он должен платить зарплату себе как нанятому сотруднику. Эта сумма должна фигурировать в расчётах сразу, чтобы затраты сходились. Когда сотрудник будет нанят, не случится резкого падения прибыли из-за неучтённой зарплаты.
За первый неполный месяц работы удалось выручить больше 230 000 ₽, во второй — более 500 000 ₽. Казалось бы, отличный результат! Но если посчитать постоянные и переменные расходы, то чистая прибыль получается не такой уж и большой.
Алексей планирует окупить вложения примерно за 18 месяцев. Для этого ему нужно, чтобы каждый месяц чистая прибыль составляла примерно 130 000 ₽. Чтобы посчитать, какой доход салон приносит сейчас, нужно пройтись по пунктам и учесть все расходы.
Удобно использовать для этого сервисы Эвотора. Если вести все операции с деньгами корректно, без «серых» схем, то общая картина будет понятной без расчетов «на коленке» или в экселевских самодельных файлах.
Зачем считать так сложно?
Базовые финансовые знания помогают управлять бизнесом осознанно. Когда вы просто считаете «Сколько пришло, сколько ушло» и снимаете со счёта деньги «на глазок», однажды может случиться неприятная нехватка денег на необходимые выплаты.
Не все деньги на вашем счёте одинаковые. У вас может быть кредит — это вообще не ваши деньги, их придется вернуть банку. Есть выручка, её вы заработали, а вот предоплату еще предстоит отработать. Расходы тоже различаются — часть денег вы отдаете регулярно, вне зависимости от выручки, другие затраты зависят от того, сколько клиентов обслужили в этом месяце.
Если не понимать, как приходят и уходят деньги, вы не сможете принимать решения: нужно ли вам больше рекламы, стоит ли нанять (или уволить?) еще одного мастера, можете ли вы себе позволить расширить салон или открыть вторую точку и так далее.
Так что давайте разбираться. Мы взяли данные за один месяц и сейчас разложим их по полочкам.
1. Выручка: 674 391 ₽
Выручка — то, что Алексей получает от непосредственной продажи услуг и товаров, то есть то, что клиент оставляет на кассе.
В этом месяце сумма выручки составила 674 391 ₽. Примерно 5% из неё — продажа косметики (средства по уходу за телом). Ещё 10% приходится на оказание дополнительных услуг, так называемых «СПА-плюшек»: обёртываний, скрабирования, масок. Получается, что на чистом массаже салон заработал 573 232 ₽. Это 339 часовых сеансов в месяц.
Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, чтобы анализировать ежемесячную выручку от разных услуг и товаров.
Для трех неполных месяцев работы начало неплохое, но что с этими деньгами происходит дальше?
2. Маржинальный доход: 555 867 ₽
Маржинальный доход — деньги, которые остаются после вычитания переменных расходов. Это затраты непосредственно на производство и оказание услуг.
«Какие затраты у массажа, это же не товар?» — спросите вы. А вот какие. На каждого клиента нужны расходные материалы: масло для массажа, шапочки, нижнее бельё, бумажные салфетки. На них было потрачено 17 197 ₽. Часть расходников уйдет в этом месяце, часть останется на следующий, либо наоборот, придётся закупать ещё. В этом вся суть переменных расходов: они меняются пропорционально выручке. Больше выручка — больше переменные расходы.
Простыни и халаты в салоне выдаются не одноразовые, а самые настоящие, хлопковые. Так что в переменные расходы входят и услуги химчистки — 22 424 ₽. После сеанса клиентов угощают чаем. На его закупку (плюс бутилированная вода и сладости) ушло 6744 ₽.
Сюда же входит закупка косметики на продажу и для уходовых процедур — 15 511 ₽. Ещё Алексей платит процент с выручки администраторам. Этот показатель тоже сильно зависит от продаж. В последнем месяце он составил 9441 ₽.
А ещё Алексей отчисляет 7% с выручки каждый месяц собственникам франшизы — 47 207 ₽.
Итого 118 524 ₽ (17,6%).
Считаем: 674 391 – 118 524 = 555 867 ₽.
555 867 ₽ — маржинальный доход салона. Довольно много, но эта сумма не считается чистой прибылью.
3. Операционная прибыль: 26 867 ₽
Это количество денег, которое остаётся после переменных затрат на производство (оказание услуг) и на содержание прочих бизнес-процессов.
О переменных расходах мы написали выше. Постоянные же расходы нужны на обеспечение работы бизнеса. Они не зависят от количества клиентов и продаж, это те платежи, которые собственник платит в обязательном порядке: арендная плата, зарплата сотрудников, услуги связи, оплата онлайн-кассы и т. д. Это административные расходы.
Алексей снял помещение в центре города и платит за него 90 000 ₽ в месяц. На зарплату администраторам и мастерам уходит 334 000 ₽, ещё 24 000 ₽ Алексей платит за интернет, ПО, клининг и охрану. 6 000 ₽ уходит на оплату эквайринга, обслуживание счёта и онлайн-кассу. Всего набежало 454 000 ₽ (67,3%).
Считаем: 555 867 – 454 000 = 101 867 ₽.
101 867 ₽ осталось в плюсе, но кроме административных есть ещё и коммерческие расходы — реклама. В этом месяце Алексей потратил на неё 25 000 ₽. Эти деньги ушли на таргетинг и рекламу на Яндекс.Картах. (В первый месяц на это ушло в 2 раза больше). Ещё 50 000 ₽ он платит таргетологу. Итого 75 000 ₽ (11,1%).
Вычитаем расходы на рекламу: 101 867 – 75 000 = 26 867 ₽.
Так обязательные платежи съели почти всю прибыль. Но положительный показатель операционной прибыли — уже хороший результат для небольшого бизнеса, особенно через 2 месяца после открытия.
4. Чистая прибыль: −13 596 ₽
Вот мы и подошли к самому интересному. Чистая прибыль — итоговая сумма, которая останется после вычета всех остальных платежей. Это могут быть проценты по кредиту, налоги, амортизация оборудования.
Оборудования, на которое нужно считать амортизацию, у Алексея нет. Кредита, к счастью, тоже.
Налоги, в отличие от процентов по кредиту, платят раз в квартал, так что в этом месяце их платить не придется. Но отложить эти деньги из текущей выручки было бы разумно. Это ещё 40 463 ₽ (6% на УСН).
Увы, всю сумму отложить не удастся: 26 867 – 40 463 = -13 596 ₽.
Но хочется напомнить:
Чистая прибыль ≠ деньги на расчётном счёте.
В банке может быть больше или меньше — зависит от поступлений и расходов. Например, предприниматель может закупить наперед расходники в большем количестве, либо получить предоплату за товары.
Точка безубыточности: выручка = 692 000 ₽
Если не учитывать налоговую нагрузку (не откладывать в этом месяце деньги), то Алексей в этом месяце вышел в плюс. Чтобы баланс оставался положительным, выручка должна составлять примерно 692 000 ₽ в месяц. Так Алексей сможет выйти на ноль. И она должна быть больше, если хочется все-таки заработать.
Так когда же бизнес окупится?
Алексей планирует выйти на окупаемость за 18 месяцев работы. Впереди у него ещё 15 месяцев. Но с таким показателем чистой прибыли сделать это, к сожалению, не получится. Нужно зарабатывать хотя бы один млн рублей выручки, тогда, при сохранении расходов примерно на том же уровне, через 10-12 месяцев бизнес окупится. Но это при условии, что всю чистую прибыль Алексей будет забирать себе.
В реальной жизни так получается редко — по крайней мере половину приходится вкладывать обратно — на развитие бизнеса. В этом случае ожидаемый результат Алексей получит только через 20-24 месяца.
Но не стоит забывать, что это только третий месяц работы. И Алексею помогают эксперты, которые открыли уже не один салон. Так что будем верить, что у Алексея всё получится.
Хотите держать руку на пульсе своего бизнеса? Используйте Эвотор: в Личном кабинете вы будете видеть всю картину движения денег и оказания услуг.
#франшиза #чистая прибыль #выручка #доход