Найти тему
ЖИЗА

Массажная студия по франшизе: как посчитать, когда она окупится

Алексей вложил 2,5 миллиона, рассчитывая на окупаемость через полтора года. Мы разобрали расходы салона, чтобы понять, стоит ли на это рассчитывать. Спойлер: шансы есть.

Предприниматель купил франшизу студии заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» летом 2021 года, а уже в сентябре открыл двери для клиентов. По сути  — это массажный салон, а по факту — уютное место, куда приходят расслабляться целыми семьями.

Конкурентных преимуществ тут три: во-первых, название, которое вытаскивает из чертогов разума воспоминания о детстве, во-вторых — никаких «посторонних» услуг вроде депиляции и маникюра, это моно-услуга, а в-третьих, оплата идёт за время, а не за вид или локацию массажа.

Мы взяли у Алексея данные по движению денежных средств за месяц, и вместе с Дмитрием Фурье из «Нескучных финансов» сделали экономическую модель его бизнеса.

Алексей пользуется приложениями и сервисами Эвотора, чтобы управлять финансами салона. В Личном кабинете можно видеть все движение денег и анализировать выручку и расходы.

Что обещает франшиза

  • Стартовые инвестиции: от 900 000 ₽ на открытие, стартовый маркетинг и закупку косметики.
  • Срок окупаемости: от 11 месяцев.
  • Роялти: 7% от выручки.
  • Паушальный взнос: 450 000 ₽ (использование бренда, подключение и настройка CRM-системы, маркетинг-план, предварительное оформление соцсетей, постоянная поддержка персонального менеджера).
  • Чистая прибыль: от 200 000 ₽ в месяц.

Выходит, что для открытия нужно потратить не менее 1,35 млн ₽.
Или больше.

Стартовая сумма инвестиций может быть и больше 900 000 ₽— в зависимости от региона и размера студии (сколько рабочих мест в ней будет). При этом чем больше вложено на старте, тем дольше срок окупаемости.

Идеальная картина от держателей франшизы
Идеальная картина от держателей франшизы

Что получилось по факту

На старте Алексей потратил 2,5 млн ₽. Часть из этих денег — расходы: паушальный взнос, ремонт, реклама, аренда помещения. Остальное — вложение: покупка мебели, запасов материалов, расходников.

В чём разница:

Вложение — если у компании после траты денег сформировался какой-то ресурс (актив). Например, запасы, средства производства, станки, мебель и т. д. В будущем их можно продать и превратить обратно в деньги. Расходы же просто «уходят» из кармана предпринимателя.

Персонал Алексей нанял быстро: франшиза дала готовые регламенты, как нужно выбирать сотрудников, какие собеседования проводить, какие задавать вопросы. Рекламу он запустил заранее, поэтому первые клиенты появились сразу.

Сейчас в штате у Алексея работает 10 человек: это мастера и администраторы. Управляющего как такового пока нет: часть обязанностей берёт на себя старший мастер, часть Алексей выполняет сам.

Советует Дмитрий Фурье:
Когда владелец салона выполняет задачи сотрудника (например, эта вакансия пока не заполнена), он должен платить зарплату себе как нанятому сотруднику. Эта сумма должна фигурировать в расчётах сразу, чтобы затраты сходились. Когда сотрудник будет нанят, не случится резкого падения прибыли из-за неучтённой зарплаты.

За первый неполный месяц работы удалось выручить больше 230 000 ₽, во второй — более 500 000 ₽. Казалось бы, отличный результат! Но если посчитать постоянные и переменные расходы, то чистая прибыль получается не такой уж и большой.

Алексей планирует окупить вложения примерно за 18 месяцев. Для этого ему нужно, чтобы каждый месяц чистая прибыль составляла примерно 130 000 ₽. Чтобы посчитать, какой доход салон приносит сейчас, нужно пройтись по пунктам и учесть все расходы.

Удобно использовать для этого сервисы Эвотора. Если вести все операции с деньгами корректно, без «серых» схем, то общая картина будет понятной без расчетов «на коленке» или в экселевских самодельных файлах.

Зачем считать так сложно?

Базовые финансовые знания помогают управлять бизнесом осознанно. Когда вы просто считаете «Сколько пришло, сколько ушло» и снимаете со счёта деньги «на глазок», однажды может случиться неприятная нехватка денег на необходимые выплаты.

Не все деньги на вашем счёте одинаковые. У вас может быть кредит — это вообще не ваши деньги, их придется вернуть банку. Есть выручка, её вы заработали, а вот предоплату еще предстоит отработать. Расходы тоже различаются — часть денег вы отдаете регулярно, вне зависимости от выручки, другие затраты зависят от того, сколько клиентов обслужили в этом месяце.

Если не понимать, как приходят и уходят деньги, вы не сможете принимать решения: нужно ли вам больше рекламы, стоит ли нанять (или уволить?) еще одного мастера, можете ли вы себе позволить расширить салон или открыть вторую точку и так далее.

Так что давайте разбираться. Мы взяли данные за один месяц и сейчас разложим их по полочкам.

1. Выручка: 674 391 ₽

Выручка — то, что Алексей получает от непосредственной продажи услуг и товаров, то есть то, что клиент оставляет на кассе.

В этом месяце сумма выручки составила 674 391 ₽. Примерно 5% из неё — продажа косметики (средства по уходу за телом). Ещё 10% приходится на оказание дополнительных услуг, так называемых «СПА-плюшек»: обёртываний, скрабирования, масок. Получается, что на чистом массаже салон заработал 573 232 ₽. Это 339 часовых сеансов в месяц.

Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, чтобы анализировать ежемесячную выручку от разных услуг и товаров.

Для трех неполных месяцев работы начало неплохое, но что с этими деньгами происходит дальше?

2. Маржинальный доход: 555 867 ₽

Маржинальный доход — деньги, которые остаются после вычитания переменных расходов. Это затраты непосредственно на производство и оказание услуг.

«Какие затраты у массажа, это же не товар?» — спросите вы. А вот какие. На каждого клиента нужны расходные материалы: масло для массажа, шапочки, нижнее бельё, бумажные салфетки. На них было потрачено 17 197 ₽. Часть расходников уйдет в этом месяце, часть останется на следующий, либо наоборот, придётся закупать ещё. В этом вся суть переменных расходов: они меняются пропорционально выручке. Больше выручка — больше переменные расходы.

Простыни и халаты в салоне выдаются не одноразовые, а самые настоящие, хлопковые. Так что в переменные расходы входят и услуги химчистки — 22 424 ₽. После сеанса клиентов угощают чаем. На его закупку (плюс бутилированная вода и сладости) ушло 6744 ₽.

Сюда же входит закупка косметики на продажу и для уходовых процедур — 15 511 ₽. Ещё Алексей платит процент с выручки администраторам. Этот показатель тоже сильно зависит от продаж. В последнем месяце он составил 9441 ₽.

А ещё Алексей отчисляет 7% с выручки каждый месяц собственникам франшизы — 47 207 ₽.

Итого 118 524 ₽ (17,6%).

Считаем: 674 391 – 118 524 = 555 867 ₽.

555 867 ₽ — маржинальный доход салона. Довольно много, но эта сумма не считается чистой прибылью.

3. Операционная прибыль: 26 867 ₽

Это количество денег, которое остаётся после переменных затрат на производство (оказание услуг) и на содержание прочих бизнес-процессов.

О переменных расходах мы написали выше. Постоянные же расходы нужны на обеспечение работы бизнеса. Они не зависят от количества клиентов и продаж, это те платежи, которые собственник платит в обязательном порядке: арендная плата, зарплата сотрудников, услуги связи, оплата онлайн-кассы и т. д. Это административные расходы.

Алексей снял помещение в центре города и платит за него 90 000 ₽ в месяц. На зарплату администраторам и мастерам уходит 334 000 ₽, ещё 24 000 ₽ Алексей платит за интернет, ПО, клининг и охрану. 6 000 ₽ уходит на оплату эквайринга, обслуживание счёта и онлайн-кассу. Всего набежало 454 000 ₽ (67,3%).

Считаем: 555 867 – 454 000 = 101 867 ₽.

101 867 ₽ осталось в плюсе, но кроме административных есть ещё и коммерческие расходы — реклама. В этом месяце Алексей потратил на неё 25 000 ₽. Эти деньги ушли на таргетинг и рекламу на Яндекс.Картах. (В первый месяц на это ушло в 2 раза больше). Ещё 50 000 ₽ он платит таргетологу. Итого 75 000 ₽ (11,1%).

Вычитаем расходы на рекламу: 101 867 – 75 000 = 26 867 ₽.

Так обязательные платежи съели почти всю прибыль. Но положительный показатель операционной прибыли — уже хороший результат для небольшого бизнеса, особенно через 2 месяца после открытия.

4. Чистая прибыль: 13 596 ₽

Вот мы и подошли к самому интересному. Чистая прибыль — итоговая сумма, которая останется после вычета всех остальных платежей. Это могут быть проценты по кредиту, налоги, амортизация оборудования.

Оборудования, на которое нужно считать амортизацию, у Алексея нет. Кредита, к счастью, тоже.

Налоги, в отличие от процентов по кредиту, платят раз в квартал, так что в этом месяце их платить не придется. Но отложить эти деньги из текущей выручки было бы разумно. Это ещё 40 463 ₽ (6% на УСН).

Увы, всю сумму отложить не удастся: 26 867 – 40 463 = -13 596 ₽.

Но хочется напомнить:

Чистая прибыль ≠ деньги на расчётном счёте.

В банке может быть больше или меньше — зависит от поступлений и расходов. Например, предприниматель может закупить наперед расходники в большем количестве, либо получить предоплату за товары.

Точка безубыточности: выручка = 692 000 ₽

Если не учитывать налоговую нагрузку (не откладывать в этом месяце деньги), то Алексей в этом месяце вышел в плюс. Чтобы баланс оставался положительным, выручка должна составлять примерно 692 000 ₽ в месяц. Так Алексей сможет выйти на ноль. И она должна быть больше, если хочется все-таки заработать.

Если верить держателям франшизы, это вполне возможно
Если верить держателям франшизы, это вполне возможно

Так когда же бизнес окупится?

Алексей планирует выйти на окупаемость за 18 месяцев работы. Впереди у него ещё 15 месяцев. Но с таким показателем чистой прибыли сделать это, к сожалению, не получится. Нужно зарабатывать хотя бы один млн рублей выручки, тогда, при сохранении расходов примерно на том же уровне, через 10-12 месяцев бизнес окупится. Но это при условии, что всю чистую прибыль Алексей будет забирать себе.

В реальной жизни так получается редко — по крайней мере половину приходится вкладывать обратно — на развитие бизнеса. В этом случае ожидаемый результат Алексей получит только через 20-24 месяца.

Но не стоит забывать, что это только третий месяц работы. И Алексею помогают эксперты, которые открыли уже не один салон. Так что будем верить, что у Алексея всё получится.

Хотите держать руку на пульсе своего бизнеса? Используйте Эвотор: в Личном кабинете вы будете видеть всю картину движения денег и оказания услуг.

#франшиза #чистая прибыль #выручка #доход