При поддержке стартапа американские исследователи хотят возродить мамонтов. Мало того, что первый детеныш мамонта должен родиться в 2026-м, он должен способствовать борьбе с изменением климата. Эксперты скептически качают головами.
Огромные, лохматые и с длинным хоботом: мамонты — воплощение фауны ледникового периода. Тысячелетиями они кочевали по бескрайней мамонтовой степи или тундростепи. Последние представители их вида, шерстистые мамонты, вымерли на острове Врангеля в северной Сибири около 4000 лет назад - в то время, когда в Египте уже строились великие пирамиды. Но вскоре мы, возможно, вновь увидим этих удивительных животных. По крайней мере, если верить планам некоторых исследователей, прежде всего американского генетика Джорджа Чёрча.
Чёрч, профессор генетики Гарвардского университета в Кембридже несколько лет занимается возрождения мамонта при финансовой поддержке специально созданного стартапа Colossal. В сентябре 2021 года основатель Church and Colossal Бен Ламм представил общественности свои амбициозные планы: в течение следующих пяти лет - то есть к 2026 году они хотят вернуть мамонтов к жизни и переселить его в прежнюю среду обитания. Всё благодаря современной генной инженерии.
Эта идея не нова. Помимо таких животных, как странствующий голубь или зубр, мамонт всегда находится в центре внимания проектов возрождения. Одной из причин этого является хорошая исследовательская база.
- Нет ни одного животного из мамонтовых степей, генетически изученного лучше, - говорит Йоханнес Краузе, директор Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге.
У исследователей есть доступ к хорошо сохранившейся ДНК, благодаря большому количеству образцов мамонтов, которые были найдены в вечной мерзлоте. Уже в 2008 году можно было расшифровать около 80 процентов генома мамонта. В исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Current Biology, исследователи из Шведского музея естественной истории даже представили полную последовательность ДНК двух мамонтов.
Были также первые успехи в области реанимации мамонтов. В исследовании 2019 года, опубликованном в Scientific Reports, японским исследователям удалось ввести ядра из мышечной ткани 28 000-летнего мамонта в ооциты мышей, в результате чего была выявилена биологическая активность. Поэтому есть надежда, что однажды эти находки будут использованы для оживления мамонтов.
Гибрид мамонта и слона
Подход Чёрча отличается от подхода его японских коллег: он хочет вернуть животное ледникового периода с помощью азиатского слона - ближайшего живого родственника шерстистого мамонта. ДНК азиатского слона на 99,6% идентична ДНК шерстистого мамонта. Чтобы преодолеть оставшиеся 0,4 процента, Чёрч хочет использовать новую генетическую технологию CRISPR/Cas9.
Эти специальные "генные ножницы" предназначены для имплантации определенных генов мамонта в ДНК азиатских слонов, чтобы создать своего рода морозостойкого слона. Он должен выглядеть так же и иметь те же "характеристики", что и шерстистый мамонт.
Йоханнесу Краузе вряд ли как то помогут исследования Чёрча.
- Мне кажется, мамонт крайне непригоден для реанимации, - говорит палеогенетик.
В частности, камнем преткновения является длительное время достижения половой зрелости, то есть средний возраст размножения слонов: чтобы постепенно изменить гены слонов, необходимо вывести несколько их поколений.
Для слонов, время генерации которых составляет 17 лет и более, могут пройти десятилетия или столетия, прежде чем они действительно приобретут способности и внешний вид мамонтов. Такие технологии, как CRISPR, позволяют изменять несколько частей генома одновременно и ускоряют процесс. Но даже с разницей "всего" в 0,4% нужно будет отсеять миллионы вариаций. И, по словам Краузе, нужно учитывать еще кое-что:
- Мы должны будем изменить миллионы мест в геноме не причинив ему никакого вреда, чтобы превратить азиатского слона в мамонта. Это не тот случай, когда мы можем сказать, что у мамонта этот ген отвечает за изогнутые бивни, а этот - за длинную шерсть, все намного сложнее, - говорит Краузе.
Это правда, что есть начальные представления о том, какие гены отвечают за адаптацию к холодному климату. Однако, по мнению Краузе, необходимы дальнейшие функциональные исследования, прежде чем эти открытия можно будет применить на практике:
- Еще предстоит сделать много исследований и до конца пути нам очень далеко.
Мамонты помогут в борьбе с изменением климата?
Несмотря на возможную осуществимость планов по возвращению мамонтов, все же есть один момент, вызывающий скептицизм у Краузе и многих критиков проекта:
- Зачем нам возрождать животное, среды обитания которого сегодня уже не существует? - говорят они.
Многое сильно изменилось с момента их исчезновения. Там, где когда-то были обширные травянистые степи и луга, теперь преобладают леса и болота. Является ли вымирание мамонта ответственным за это изменение? Единого ответа нет. Но деятельность мамонтов в теории может помочь возвращению тундростепи.
Colossal перечисляет на своем веб-сайте другие цели, которые будет преследовать возрождая мамонта. И кроме всего прочего, ожившие мамонты должны помочь в борьбе с изменением климата. Их деятельность должна замедлить таяние вечной мерзлоты и тем самым предотвращать выброс парниковых газов, хранящихся в вечной мерзлоте.
Захватывающая теория, однако. Гвидо Гроссе, глава отдела исследований вечной мерзлоты Института Альфреда Вегенера в Потсдаме, тоже об этом говорил.
- Такие крупные млекопитающие могут влиять на окружающую среду, значительно изменяя растительность, - говорит Гроссе. - Кроме того, мамонты будут влиять и на снежный покров: когда животные ищут пищу, снег становится тоньше, а зимний мороз проникает глубже. Это означает, что вечная мерзлота может сохраниться лучше.
Такой эффект действительно возможен и это подтверждает практика: в результате деятельности крупных млекопитающих природа и климат могут меняться.
- Но по правде мы не собираемся использовать мамонтов для спасения вечной мерзлоты, - говорит Гроссе. - Единственный способ действительно сохранить вечную мерзлоту - продолжать сводить к минимуму выбросы парниковых газов.
Как подсчитали ученые, у этой затеи есть один большой подвох: площадь области вечной мерзлоты более 22 миллионов квадратных километров. То есть количество животных, которое потребуется для изменения всей экосистемы - огромно и лишено какой-либо реалистичности. Им понадобилась бы целая станция по разведению мамонтов, которая будет стоить миллиарды даже не рублей, а евро.
Поэтому остается сомнительным, будет ли мамонт или подобное животное когда-либо снова бродить по степям тундры. Нельзя забывать, что это требует огромных затраты, которые могут и не окупиться. Но одно нельзя оспаривать: мамонты всегда очаровывали людей и впечатлять одним своим видом.
Вот что говорит Йоханнеса Краузе на этот счет:
- Деньги лучше вложить в другое дело. Каждый год на нашей планете вымирает 50 видов. Если бы люди вкладывали эти миллиарды евро в охрану природы, то, возможно, смогли бы спасти тысячи видов от исчезновения, а не возродить только один.