Найти тему
О! СЮЖЕТ

Никогда не разговаривайте с неизвестными. Особенно ночью. А также: при чём здесь Ницше?

В жанре ужасов страшны не мистификация и неизведанность, а изобразительные средства, порождающие видения. Иначе говоря, и обычная история может быть рассказана очень страшно. Но когда смысл рассказа не добирает до необходимого веса, а его сюжет, хромая, то и дело проседает, то на помощь авторам ужасов приходит визионерство. Совсем немного о нём, а потом сразу к сюжету.

Визионерство в искусстве и культуре - это склонность или предрасположенность автора к фантазиям, галлюцинациям, видениям мистического характера, способность видеть призрачные картины мира. В интернете много подробных определений этого понятия, ставшего последнее время отдельным стилем (направлением?) не только в искусстве, но и в бизнесе. Методами визионеров очень любят пользоваться авторы фантастических рассказов, мистификаций и ужасов, собственно, они их и породили.

Продолжаем серию публикаций "Смысл есть!" Сегодня у нас на канале - ужас. А точнее - "Он" от знаменитого и ужасного Говарда Филлипса Лавкрафта. Спасибо за наводку на него мы скажем нашей постоянной читательнице Brunetkavgrime, которая по рекомендации сына не побоялась (совершенно одна, без нас!) продираться сквозь знаменитые "ужасы Лавкрафта". Спасибо, Брю! Ты нереально крутая.

Здесь и далее в публикации: Лавкрафт-арт. Изображение - интернет.
Здесь и далее в публикации: Лавкрафт-арт. Изображение - интернет.

Итак, сюжет. Максимально сжато и без ужасов. Молодой человек приезжает в Нью-Йорк в поисках городской старины и поэтического вдохновенья. Город разочаровал его. Он больше не может видеть Нью-Йорк в дневном свете и исследует его по ночам. И тут Лавкрафт начинает нас водить по всем закоулкам ночного города, подробно останавливаясь возле каждой решётки, фонаря и урны, но мы этого делать не будем.

Во время одной из таких прогулок его останавливает очень странный прохожий. Если точнее, то странно-пугающий. Слишком худой, очень пожилой, старомодно одетый, с низким и каким-то неестественным голосом. Шляпа с широкими полями скрывала первое время его лицо, но когда он поднял голову, стало заметно, что оно буквально обтянуто кожей. Глаза выглядели как глазницы на черепе, а зубы - и того страшнее. Он сказал нашему герою, что давно наблюдает за ним и знает о его ночных прогулках по городу. Незнакомец предложил молодому человеку показать неведомый ему город, чтобы он сам мог увидеть нечто поразительное. По закону жанра ужасов наш герой, конечно же, соглашается.

Долго плутая по улицам, наконец, гид и экскурсант выходят к нужному месту. Это был старинный особняк. Да, ещё забыла сказать, в эту ночь было полнолуние. Ну об этом вы и сами могли догадаться. Пока заходили внутрь, хозяин поведал историю местности. Оказалось, что в давние времена в этих краях проживали индейцы местного племени, проводившие странные ритуалы, а сама здешняя земля буквально пропитана магией. Индейцы были законно выдворены со своей территории её новыми владельцами, но в полнолуние они неизбежно возвращались сюда. Хозяин рассказал, что однажды его давний предок был свидетелем такого редкого ритуала, что даже решил угостить индейцев выпивкой. После этого что-то такое произошло, что индейцы перестали разбивать на лужайке под окнами свои вигвамы и разводить ритуальные костры. Они исчезли.

-2

Сегодня такая ночь, когда открываются все порталы. Не хочет ли молодой гость увидеть нечто необычайное, невиданное и пугающее одновременно? Конечно да, иначе, зачем он здесь в такой час. Не станет ли он предаваться панике и кричать, испугавшись? Не станет, будьте покойны. Тогда пройдёмте к окну.

В нужный момент жадному взору юноши открылась следующая картина: вместо привычного городского пейзажа за окном появился и ожил сюжет из прошлого, на лужайке паслись лошади, горели костры, вокруг которых сидели люди и проводили какие-то ритуалы. Всё было натурально, имело плотность, цвет, звук... - короче, реально ожившее прошлое. Мой гость испугался? Не особо. Мне бы что-нибудь пострашнее. А покажите будущее!? Кричать не будете? Нет, обещаю. Тогда извольте...

Следующая ожившая картина, которую увидел мужчина, повергла его в ужас. Перед ним простирался город будущего, который выглядел (для него в ту пору) как ад: в туманном мглистом небе, разрываемом всполохами света и пронизанном чёрными стволами небоскрёбов, висели непонятного вида летающие объекты, в самих чёрных башнях на террасах плясали под ужасную какофонию жёлтые косоглазые человечки, всё вокруг издавало какой-то пугающий звук. Выглядело всё одновременно угрожающе и натуралистично.

Забыв про данное обещание он закричал. Точнее, завопил. Да так громко, что казалось, был услышан снаружи. Мне это напомнило крик петуха в Вийе. Хозяин дома был взбешён поступком гостя. Он переменился в лице, стал на глазах сжиматься, превращаясь в кучеподобное существо с головой сверху. В этот самый момент картина адского города за окном исчезла.

Послышались странные звуки. Словно сотни ног поспешно шагали в сторону дома. И вот уже первые мягкие шаги обутых в кожаные индейские мокасины ног стали слышны на ступенях. Дверь начала содрагаться под ударами индейских томагавков. Хозяин становился всё меньше. Ужас сковал его черты. Он крутил головой и без конца повторял: "Да говорю же, не травил я вас, не травил! Не было ни какого яда в той бутылке!..."

Наконец тёмный поток смоляных голов и горящих глаз ворвался внутрь и, обвив собой полностью утратившего прежнюю оболочку хозяина, унёс его сквозь образовавшуюся в полу трещину куда-то вниз под основание дома.

Наш полуживой герой едва не провалился следом, но он смог покинуть дом, в последнюю минуту выпрыгнув в окно. Затем кое-как выбрался со двора на улицу, где его, всего в крови и рваной одежде, подобрали люди. Едва придя в себя после потрясений ночи, молодой человек без сожалений покидает Нью-Йорк и уезжает в свой родной город. Сборы были недолгими. Дома, в провинции, он совершенно выздоравливает.

-3

Ужасы будоражат нашу кровь, и мы не замечаем мелкие глупости. Пока я читала, у меня несколько раз возникало ощущение, что все эти мистификаторы подворовывают друг у друга идеи. Неизвестные у Патриарших, гуляющие по ночам поэты, ожившие отравители, полнолуние, заброшенные дома, предрассветные петухи крики... Ну, или у них у всех бывают одинаковые видения.

Почему сегодня такой сюжет? А почему мы вообще любим ужасы? Наверное, потому, что они отвлекают нас от навязчивых мыслей, избавляют на время от тревожных состояний и дают едва ощутимую физическую нагрузку, становясь нашим лекарством от страха и депрессии. Страх против горя, депрессии и тревоги? Да.

Литература условно поделена на серьёзный и развлекательный жанры. Но правильнее было бы её поделить на сюжетную и пустую. Спекуляция на читательском вкусе некорректна. Лавкрафт - это имя. Он заслуженно ценим своими почитателями, среди которых много молодых интеллектуалов. Его идеи до сих пор пользуются успехом у кинематографистов и дизайнеров. Его читают. И это главное.

А при чём здесь Ницше? Ну, во- первых, это любимый философ сына нашей Брю. А во-вторых, это же он совершенно гениально сказал:

"Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести любое КАК".

Главное, помнить, что ужас - это не страшно.

А какие ужасы нравятся вам?

Чего вы любите бояться?