18 января российский рынок акций пережил сильнейший обвал с пандемийного марта 2020. Индекс Мосбиржи рухнул сразу на 6,5% до 3328,94 пункта, а индекс РТС, отражающий долларовую капитализацию бумаг, просел на 7,29% до 1367,45 пункта. За последнее десятилетие более сильные обвалы случались лишь трижды, причем в явно кризисные моменты: в начале пандемии в 2020-м, в апреле 2018-го после введения санкций и после крымских событий в марте 2014 года. Нас сей раз дело в геополитическом обострении отношений России и Запада.
Постепенное падение началось 13 января после безрезультатного завершения третьего раунда переговоров Россия-НАТО. После этого воинственные заявления как с американской, так и с российской стороны продолжали увеличивать пессимизм инвесторов, что в итоге и привело к паническим распродажам во вторник. Возможно, последней каплей для брокеров стали сообщения западных СМИ о том, что Россия якобы начала эвакуировать своих дипломатов с Украины, хоть и неподтвержденные российской стороной.
По итогам дня акции пяти крупнейших российских компаний суммарно подешевели на 2,3 триллиона рублей. Бумаги Сбербанка падали более чем на 10% и обновили минимумы с лета 2020-го — 228 рублей за акцию. Капитализация финансового института сократилась на 541 млрд рублей за день и 1,134 триллиона — с начала года.
Акции «Газпрома» обвалились на 8,5%, а его рыночная стоимость сократилась на 675 млрд рублей за день торгов. И это при том, что компанию поддерживают рекордно высокие цены на газ в Европе. Акции «Роснефти» в моменте падали более чем на 12%, а на вечерней сессии сократили обвал до 7,8%, и здесь, опять же, были проигнорированы высокие цены на нефть, которая приближается к $90 за баррель.
19 января ситуация на бирже немного улучшилась, но распродажи все равно продолжились, просто не в таких масштабах. К 10 утра на 4% снизились акции Сбера и «Газпрома», свыше 3% потеряла «Роснефть». Как считают аналитики, следующей технической целью падения индекса Мосбиржи является район 3100 пунктов. Но и эта отметка может быть быстро пробита.
Дальнейшие перспективы российского рынка эксперты оценивают по-разному. Если одни считают, что после падения последует рост, поэтому сейчас самый подходящий период для покупок, то другие полагают, что повода для оптимизма нет и «медвежий» тренд обосновался в России надолго, так как инвесторы просто не верят в нашу страну.
- — Волатильность российского рынка в последние дни поднялась до самых высоких уровней с начала пандемии, — поясняет ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Данный индекс на Мосбирже ведет свою историю с конца 2014 года, и значения выше 60 пунктов были лишь в двух эпизодах: в декабре 2014 и марте 2020. Это навевает определенный оптимизм, ведь вскоре на рынках образовывался продолжительный восходящий тренд.
С другой стороны, мы сейчас обращаем внимание, что российский рынок, войдя на эту территорию турбулентности, демонстрировал сперва ещё больший взлет, прежде чем разворачивался.
Также распродажа в акциях при подобном уровне страхов завершалась отнюдь не сама собой. Развороту способствовали меры стабилизации рынка. В конце 2014-го ими были резкое повышение ключевой ставки от Банка России, начало координации добычи с Саудовской Аравией и гарантии правительства для окологосударственных компаний. В 2020 рынок разворачивали мировые центробанки, начавшие беспрецедентные вливания ликвидности в финансовую систему.
«СП»: — А что нужно сейчас?
- — Сейчас сигналами к развороту акций России могут стать как действия ЦБ и Минфина на финансовом рынке, так и прогресс в политических переговорах по НАТО и Украине.
Технически, в конце прошлой недели в индексе Мосбиржи сформировался «крест смерти» (сигнал теханализа, когда показатель 50-дневных краткосрочных цен опускается ниже показателя 200-дневных долгосрочных цен, — ред.), что говорит о потенциале для продолжения спада в ближайшей перспективе. Индекс может не встретить сильной поддержки вплоть до области 3100−3250, против нынешних 3360.
Ведущий аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский убежден, что это еще не конец и падение продолжится, так как инвесторы не хотят рисковать и уходят с российского рынка.
- — На мой взгляд, всё очень серьезно. Эти продажи изменили характер рынка, он стал «медвежьим». О долгосрочном росте можно забыть. «Бычий» тренд, который длился на российском рынке два года, закончился. Сейчас, как и после любых панических распродаж идёт какое-то восстановление, но это число спекулятивный отскок, который к тому же поддерживается прекрасной нефтяной конъюнктурой.
Вчера были панические продажи и закрытие позиций по маржин-коллам. Это значит, что позиции ликвидировали принудительно, так как брокеры требовали возврата средств, на которые были куплены акции. Сегодня идет восстановление после этой паники, но оно близко к завершению. Вряд ли индекс РТС поднимется выше 1400.
Скорее, сейчас начнется период стагнации. Психологически паника сменяется апатией. Повторится история ноября, когда некоторое время рынок жил в «боковом» тренде, а затем падение может продолжиться и пойти в район 1200 по РТС. Не нужно обольщаться и думать, что что-то начнет расти. Обвал был обусловлен политикой, а все политические причины для ухода денег из России остаются.
«СП»: — Почему падение произошло именно вчера, ведь переговоры завершились почти неделю назад?
- — Вся грозная риторика, которая нагнетается, по большей части, с российской стороны, остается. Если делаются заявления о том, что НАТО готовится оккупировать Украину, причем на фоне того, что в Киев летает по пять военных транспортников, это повод задуматься. Инвесторы ведь следят за всеми новостями, не важно, официальными или нет. Любой здравомыслящий человек, который не смотрим российские и американские новости, а оценивает ситуацию по сухим фактам, глядя на то, что происходит между Москвой и Вашингтоном задает себе вопрос: «Люди, которые все это затеяли, вообще в здравом уме?» А когда возникают сомнения в здравомыслии, деньги уходят из всех активов, которые от этих людей зависят.
«СП»: — Но ведь американская биржа так не обваливается, хотя напряженность нагнетается и оттуда…
- — А вопрос здравомыслия и направлен, в первую очередь, российской стороне. Дело в том, что за языком ультиматумов должна стоять какая-то сила. Какая сила есть у России? Да, есть ядерное оружие. Но в переговорах ядерных держав это не козырь, это лишь взаимное уничтожение.
Вторая сила — нефтегазовая. Россия может применить нефтегазовое оружие, устроив жестокий энергетический кризис в Европе. Такая история уже была в 70-е годы, когда арабы устроили кризис европейцам после поражения в арабо-израильской войне. Это было больно, но Европа кризис пережила, и ситуация, которая сложилась на Ближнем Востоке тогда, остается неизменной по сей день. Это оружие не сработала тогда, не сработает и сейчас.
Геополитическое оружие вроде размещения ракет в Венесуэле или на Кубе — это повторение сценария карибского кризиса. Но и тогда советские ракеты, в конечном счете, были выведены с «острова Свободы».
Все возможные ситуации в этой истории уже были, и на них есть алгоритмы реакции Запада. А с точки зрения военно-политической и экономической мощи нынешнее поведение России кажется мне хорошей иллюстрацией к басне «Слон и Моська». Дай Бог, чтобы слон её не раздавил.
Поверьте, любой человек, который управляет большими деньгами на международном рынке, а не варится в российской «кухне», смотрит на это так же. И задается вопросом, а нужен ли ему такой риск, тем более что аналогов российских бумаг можно найти множество. Например, американские нефтяники сейчас бурно растут в цене, в отличие от российских.
Можно, конечно, верить в восстановление, но, по моему мнению, перспектив роста нет никаких. Есть перспектива отскока, который можно использовать для закрытия оставшихся позиций, если кто-то ещё не успел из них выскочить.
Финансовый аналитик Сергей Дроздов, в отличие от коллег, настроен более оптимистично.
- — Российский рынок относится к плеяде развивающихся, а один из ключевых рисков для них — это геополитика. Вспомним, как в 2018 году турецкий рынок и лира начали валиться после того, как Эрдоган стал ссориться с Западом. У нас сейчас наблюдается классика жанра — геополитическое обострение отношений с США и НАТО. Поэтому мы и увидели классический уход от рисков на нашем рынке.
Напомню, что за весь 2021 год на российских фондовых площадках наблюдался сумасшедший приток денег нерезидентов. Основными бенефициарами были бумаги Сбербанка и «Газпрома». Теперь Сбер сильнее всего и пострадал от этого мощного «слива». Возможно, сегодня мы видели финальный аккорд этого выхода, хотя об этом ещё рано говорить. Пока всё происходит в рамках отскока, но и отскок может быть достаточно высоким.
Если исключить переход конфликта в горячую фазу, а все мы на это искренне надеемся, то сейчас неплохая возможность для того, чтобы купить подешевевшие бумаги Сбера и «Газпрома». Дивидендная доходность «Газпрома» двузначная, по ВТБ она также доходит до 15%. Как говорится, кто не рискует, не пьет шампанского. Покупать нужно тогда, когда максимально страшно, а сегодня после серии распродажных дней как раз такой момент.