Немало людей совершенно искренне уверены, что Вселенная «Star Wars» – это только книги для детей. Мол, что там вообще может быть серьёзного? Это же откровенно детские книги, ну, максимум, для «старшего школьного возраста». К тому же, для американских детей, которые, как известно, не особенно умные. Ну, по крайней мере, тех, кто так думает, я немало встречал. Но, правы ли они? Лично я на полном серьёзе могу сказать только то, что сильнее они не ошибались. И именно по этой причине я хотел бы рассказать о на самом деле серьёзных книгах, коих, на самом деле, немало в этой Вселенной. Но, о серии «Медстар» я расскажу, наверное, в следующий раз, просто там свои… заморочки, не менее интересные, а сегодня речь пойдёт о серии «Republic Соmmando» от британо-американской писательницы Карэн Тревисс. «Британо-американской» – потому, что это леди проживает в Великобритании, но живёт и пишет по американскому времени. Ну и пишет (по крайней мере, на тот момент, когда писала эти книги) тоже по американскому времени.
Но, чем же так выделяются эти романы? Неужели только тем, что между Дарманом (одним из клонов-коммандос) и Этейн Тер-Мукан (девушкой-джедаем) было нечто, после чего Этейн подарила Дарману сына? Или, может быть, судьба той же Этейн? Конечно же, нет. «Взрослость» данных книг вовсе не в этом. Она в том, как именно всё это написано. Да, книги, по сути, про спецназ. Ну, это если переводить на наш язык. Я на самом деле, не знаю, есть ли такое понятие, как «спецназ» в США или Британии, знаю, например, что последние использовали так называемых «коммандос», например, во время Второй Мировой. Да и в США тоже были разного рода «коммандос» – по крайней мере, известный фильм с тогда ещё не губернатором Калифорнии намекает на это же… Собственно, потому и книги называются «Республиканские коммандос», если перевести название этого цикла на русский язык.
Итак, книги, фактически, про спецназ. В серии четыре больших романа («Огневой контакт», «Тройной ноль», «Истинное лицо» и «Приказ 66»), серия рассказов, и должен был выйти роман под названием «501-й», из нового цикла, «Имперские коммандос», но, он или не был переведён, или Тревисс отказалась дописывать серию. Увы, этого я точно не знаю. Книги посвящены тому, как в «Клонских войнах» действовали простые солдаты – есть описания нескольких операций с участием простых солдат, и тех самые «коммандос». Собственно, в центре сюжетной линии несколько человек – две команды, образцово-показательная «Дельта», известная по игре «Republic Commando», которая до Кашийика не потеряла ни одного бойца – и мы до сих не знаем, что случилось с Севом, команда «Омега», собранная из бойцов, выживших в других командах, «нулевых» – клонов, которых вырастил лично Кэл Скирата, двух джедаев – Этейн Тер-Мукан и Бардана Джусика, двух мандалорских наёмников – Кэла Скираты и Вэлона Вэу, и ещё нескольких людей и других разумных. И, наверное, самое важное в этих книгах то, как автор раскрывает всех этих людей. Можно привести пример, как раз на наёмниках…
Кэл Скирата, человек родом с Мандалора. Сирота (как и большая часть мандалорцев – для них чужих детей не бывает, и тех, кто потерял свою семью могут запросто взять в другую), он оказался совершенно один – в своё время он несколько неудачно женился, и жена не захотела принимать их обычаев. В общем, на момент, когда Джанго Фетт предложил ему работу в качестве инструктора для клонов, он был не в самой лучшей форме. Этот человек всю свою жизнь, фактически, провёл на войне. После того, как его бросила жена, ему, фактически, некуда больше было податься. И, конечно же, он принял предложение Фетта. Он «натаскивал» молодых клонов, и не мог не привязаться к ним. Скирата обучал несколько учебных рот – и знал, по сути, каждого их своих воспитанников по имени. И когда он снова стал работать с «Омегой», став их лидером, парни были этому очень сильно рады. И то, что Скирата делал, чтобы вернуть клонам украденные у них годы – достойно уважения. Да, Скирата – жёсткий человек. Да, ради того, чтобы помочь своим «мальчикам», он готов творить разный беспредел – и он будет это делать. Но – он искренне привязался ко всем этим парням, и ради них он готов на всё.
Что до Вэлона Вэу, то с ним тоже не всё так просто. Он был таким же инструктором, как и Скирата. И после высадки на Геонозис, после всего, что там было, его снова привлекли к работе – сначала для расследования терактов на Корусканте, а потом он стал работать со Скиратой. И с виду – Вэу полная его противоложность. Казалось, что он не любит никого и ничего, кроме своего стрилла по имени Лорд Мирдалан. Только вот… оказалось, что он точно так же, просто по-своему, но любил этих мальчишек. Он точно так же старался обучить их всему тому, что знал сам. Да, он был более жесток, чем Скирата, но его воспитанники несли меньше потерь – в конце концов, «Дельта» на момент действия книг, не потеряла никого… И, кстати, интересный момент – когда Вэу оказался в ловушке, из которой он не смог выбраться и приказал «Дельте» уходить, они не стали делать это, а стали думать, как спасти своего наставника. Так что – да, Вэлон Вэу может казаться плохим человеком, но… он не так плох.
Да, Карэн Тревисс удалось создать на самом деле интересных и живых персонажей – и раскрыть их, показать их характеры. Читая её книги, ты полностью сочувствуешь и сопереживаешь этим героям. И нет, я не хочу сказать, что книги – жестокие, или какие-то подобные. Нет, ничего такого там нет. Герои даже шутят – кстати, перепалки коммандос получились очень и очень хорошо. Это – не только свидетельство того, что несмотря на биологический возраст в двадцать лет, они, по сути – мальчишки, и ведут себя соответственно. Они шутят, они пикируются, но, когда дело доходит до серьёзного – они, как и положено, действуют, как серьёзные и взрослые люди. Это на самом деле придаёт глубину повествованию.
Далее, нельзя не сказать и о том, что Карэн Тревисс буквально придумала культуру мандалорцев. И не то, что было показано в сериале от «диснея», а настоящую культуру. Язык, слова из которого звучит в романах, песни, что были в игре – отрывки из них есть и в книгах, разного рода обычаи и тому подобные вещи – настоящие мандалорцы есть в книгах про коммандос, а также – в рассказе про Бобу Фетта. Рассказ называется «Боба Фетт – практичный человек». То есть – почти всю культуру мандалорцев придумала именно Карэн Тревисс. Кстати говоря, в сериале «Мандалорец», от этого почти не осталось и следа. Пабло Паскаль (исполнитель главной роли), конечно, неплох, но вот до Кэла Скираты или Вэлона Вэу, увы, не дотягивает. Про Бобу Фетта из книг и Бобу Фетта из сериала я даже говорить не хочу. Совершенно не то. Так и получилось, что «дисней» просто-напросто, всё, что было хорошего в Расширенной Вселенной – сюжеты, героев, интересные моменты и так далее, просто… уничтожил…
Кстати, ещё один факт о Карэн Тревисс. Эта дама немало, по своей работе (а она была, например, военкором) немало общалась с военными. Работала она и в полиции – конечно, по связям с общественностью – но саму специфику военных и полицейских эта леди знает. Потому и получилось у неё так хорошо описать этих спецназовцев, потому и получилось описать, например, как шло расследование терактов на Корусканте… В общем, книги Тревисс – это один из тех редких случаев, когда книги писал человек, который знает, о чём он пишет и понимает всю специфику героев. Большое ей спасибо за эти книги!