Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Сдача экзаменов студентами автошкол в ГИБДД в 2021 году: разбираю причины провальных результатов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы с Вами активно обсуждаем рост рекомендованных розничных цен на автомобили, наценки дилеров, дефицит выбора, но сегодня мне хотелось бы затронуть ещё одну не менее грустную ситуацию, непосредственно связанную с автомобилями – результаты сдачи экзаменов учащимися автошкол. Лично я бы их назвал провальными. Разбор буду делать на примере автошкол города Томска и Томской области.

Почему качество обучения в автошколе так важно для будущего водителя?

Если мы с Вами, не получив нужного объема знаний, неудачно сварим суп – это тоже грустная ситуация, но затронет она только отдельно взятую семью. Когда в ряды автомобилистов вливается выпускник автошколы, сдавший экзамен в ГИБДД со сто сорок четвёртого раза – это тоже грустная ситуация, только цена ошибки многократно возрастает и уже исчисляется мерой человеческой жизни. Причём в качественном обучении кандидат в водители должен быть заинтересован хотя бы с финансовой точки зрения – чем большее количество попыток для сдачи он предпримет, тем большую сумму денег заплатит автошколе. Для автошколы это хорошо, а вот для обучающегося – не очень.

О принципиальных изменениях в процедуре сдачи экзамена

2021 год условно можно разделить на две части – до апреля и после. Дело в том, с 1 апреля вступили в силу изменения в регламенте сдачи экзамена – сдача практической части на автодроме была упразднена и теперь такие упражнения как заезд в гараж и т.п. выполняются в условиях города (об этом я подробно рассказывал в отдельной статье). Кроме этого, поменялись роли и внутри учебного автомобиля на экзамене – если раньше экзаменатор находился на заднем сиденье, а инструктор – рядом с кандидатов в водители, то теперь рядом, за дублирующими педалями, сидит экзаменатор.

О результатах сдачи экзаменов в Томской области

Рассматривать будем первые девять месяцев 2021 года, основываясь на отчётности на официальном сайте УГИБДД УМВД по Томской области [1].

Сдача теоретической части велась по категориям «А», «А1», «В», «С», «D», «BE», «CE» и «M», а практическая – по «В», «С», «D» и «CE». Результаты проведения экзаменационных испытаний подытожил в виде таблицы:

Результаты сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в период с 01.01.2021 по 10.10.2021 на территории Томской области. Автор графики kua1102
Результаты сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в период с 01.01.2021 по 10.10.2021 на территории Томской области. Автор графики kua1102

Удивительно, но даже такая простая процедура, как сдача теоретического экзамена, продемонстрировала посредственные, скажем так, результаты – например, всего лишь 44% из претендующих на получение прав категории «B» сдали экзамен с первого раза. Решительно не понимаю, как можно не сдать теоретический экзамен, тем более что его процедура никак не поменялась.

Но ещё более удручающие результаты сдачи практического экзамена (в условиях дорожного движения). Из 4 тысяч 382 кандидатов в водители на получение водительского удостоверения категории «B» с первого раза сдали экзамен 354 человека. Восемь целых одна десятая сдавших успешно с первой попытки. Причём в области экзамен всегда было проще сдать, т.к. сдача проходила на дорогах областных городов, которые зачастую не имеют интенсивного дорожного движения и сложных перекрёстков. Помнится, когда супруга училась в автошколе, то её напарницы всерьез обсуждали идею ехать сдавать практический экзамен в область, т.к. там проще.

О результатах сдачи экзаменов в Томске

Результаты экзаменов в Томске ещё более унылы:

Результаты сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в период с 01.01.2021 по 10.10.2021 в городе Томск. Автор графики kua1102
Результаты сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в период с 01.01.2021 по 10.10.2021 в городе Томск. Автор графики kua1102

Процент сдавших практический экзамен с первого раза на категорию «B» - 1,5%. Всего лишь 146 человек из 10024. А если рассматривать все категории, то процент сдачи составляет ничтожные 2,9%. Теоретические потуги кандидатов в водители тоже не вдохновляют – максимальный результат продемонстрирован в категории «А» - 77,7% сдавших с первого раза. Возникает вопрос: «Кто виноват и что делать»?

Кто виноват и что делать?

Сложнее ли сдавать элементы автодрома в условиях реального города? Конечно же! Скажем, припарковаться задом на парковке у магазина, я считаю, значительно сложнее, чем сделать это на автодроме. Как минимум, если заденешь конус на автодроме – это всего лишь не сданный экзамен, а если заденешь другой автомобиль на экзамене – это финансовые убытки для инструктора. Цена ошибки, как говорится, разная. И это, безусловно, вносит свой стрессовый вклад в эмоциональное состояние кандидата в водители.

Второй объективный фактор – состояние дорог (это я всё про сдачу элементов автодрома в условиях города). Парковочные зоны чистятся так себе, получили команду припарковаться, на ближайшем свободном месте – нечищеный снег. Сложней будет выполнить парковку? Да.

Третий объективный фактор – сложность городского экзамена повысилась, а вот время практического вождения во время обучения в автошколе осталось прежним – 56 учебных часов. Буду честен – я слабо представляю, как можно получить нормальную ездовую практику за это время. Раньше было честнее – небольшое количество учебных часов компенсировалось не таким сложным экзаменом. А если вспоминать критерии принятия экзамена в мою бытность обучения в автошколе, а прошло уже более 15 лет, то тогда можно было успешно сдать экзамен, если повезет с участком маршрута, проехав несколько сот метров по прямой. Сейчас кандидат в водители может провести за рулём автомобиля и 30 и 40 минут.

Ученики автошкол в 2021 году оказались в сложном положении. Автор фотографии kua1102
Ученики автошкол в 2021 году оказались в сложном положении. Автор фотографии kua1102

Поэтому здесь, очевидно, вина в случившимся лежит и на кандидатах в водители и на автошколе. Что я имею в виду под виной автошколы? Да, формально кандидат в водители должен выполнить учебную программу в объеме 56 часов. Но если человек не готов, может быть не стоит его выпускать на экзамен в ГИБДД? Провалил внутренний экзамен – давай снова выполнять обязательные 20-40 часов практического вождения и снова сдавай внутренний экзамен. А внутренние экзамены принимайте с той строгостью, как принимают их в ГИБДД.

Что думают по этому поводу кандидаты в водители?

Очень симптоматичным является отзыв одного из учеников (орфография и пунктуация сохранена в оригинальном виде), который как раз попал в условия приёма экзамена в 2021 году [2]:

«Учимся уже год, уже три раза сдаём теорию, потому что она заканчивается, а вождение сдать все никак не можем… каждый раз на экзамен выходит около 50 курсантов, из этого числа раз в месяц сдаёт либо 1 человек, либо вообще никто. Не знаю, кто именно виноват. Конечно волнение всегда присутствует, начинаем каждый раз переживать, нервничать и путать что нибудь, элементарные движение которые во время учебы давались очень легло, на экзамене заваливаем, естественно опыта ещё нет, как такового. Но хочу сказать единственное, нововведение после 1 апреля ещё больше усложнили процесс сдачи экзамена, с автодромом было куда проще. Чем дальше тем хуже. С каждым разом после неудачного экзамена желание приходить учиться дальше отпадает… пожалела уже миллион раз. Шла на учебу с целью уложиться по деньгам как было заявлено в рекламе, но уже раза в 3-4 больше переплатила. Это постоянные дополнительные часы, подготовка к экзамену, оплата за сам экзамен. Верните автодром, нам будет намного легче. Дайте шанс сдавать курсантов, хотя бы со 2-3 раза. Но учиться годами в автошколе это конечно перебор»

Всю проблемность ситуации легко проиллюстрировать на цифрах: за 9 месяцев в Томске из 10 тысяч 24 человек экзамен на категорию «B» сдало лишь 146, поэтому 9 тысяч 878 человек вынуждены были отправиться на пересдачу. Один инспектор за рабочий день может принять экзамен максимум у 15 кандидатов, таким образом, за рабочий месяц один инспектор проведёт 300 пересдач. Причём это крайне оптимистичный расклад, более вероятна цифра вдвое меньшая. Для того, чтобы за 3 месяца повторно принять экзамен у «сдающих во второй очереди» необходимо, чтобы в экзаменационном отделе работало 11 сотрудников. И при этом новых сдающих не должно появляться. Я не уверен, что такое количество инспекторов имеется.

В итоге те, кто проваливает экзамен, выстаиваются в хвост очереди ожидающих экзамен. И этот хвост всё растёт, растёт и растёт, т.к. процент сдающих с первого раза ничтожно мал. Если кто-то думает, что это проблема исключительно кандидата в водители, то он ошибается. На автошколы тоже ложиться двойная нагрузка – нужно обучать и новых курсантов и тех, кто поддерживает навыки вождения в ожидании экзамена. Можно, конечно, просто ждать пересдачи, но за 56 часов просто невозможно выработать надёжных навыков и фраза «руки помнят» тут совершенно неприменима.

Так что 2021 год подарил томительное ожидание не только желающим купить новый автомобиль, но и желающим получить возможность управлять автомобилем.

Другие мои статьи

О концептуальных изменениях в регламенте по приёму экзаменов на право вождения автомобиля с 01.04.2021

Советы по подготовке к теоретическому экзамену для получения водительских прав

Список источников

1. https://xn--90adear.xn--p1ai/upload/site70/report/publication/file/Analiz_za_9_mesyacev_2021_dlya_sayta.pdf

2. https://tomsk.drom.ru/avtoshkola/dosaaf/

С уважением, Юрий (kua1102)