Первоначальным названием картины выдающегося английского художника Уильяма Тёрнера "Невольничий корабль" 1840 года служило описание самого художника: "Работорговцы выбрасывают за борт мёртвых и умирающих, надвигается тайфун". Эта картина рассказывает зрителю о реальной истории, случившейся в 1871 году.
Корабль "Зонг" направлялся из Африки на Ямайку, везя "живой груз" на своём борту - более 130 рабов. Корабль сбился с курса и попал в шторм, к тому же на судне возникла нехватка питьевой воды и провизии. Тогда экипаж корабля стал выбрасывать за борт всех невольников. Позже, когда корабль "Зонг" всё-таки добрался до пункта назначения, владелец судна потребовал со страховой компании возместить ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, и обратился с иском в суд. В качестве убытков истец указал потерю "груза", состоявшего из рабов.
Эта история вызвала огромный общественный резонанс, состоялось множество судебных процессов. Несмотря на это, ни один из членов экипажа корабля "Зонг" не понёс наказание за умышленное убийство, к тому же совершённое из корыстных побуждений, но и в страховой выплате владельцам судна также было отказано. Кстати, в ходе судебного разбирательства было установлено, что запасов воды и провизии на корабле оставалось достаточно, чтобы добраться с ними до пункта назначения.
По мотивам этой истории Уильям Тёрнер написал свою картину "Невольничий корабль" в 1840 году. И хотя Акт об отмене рабства в Великобритании был принят в 1833 году, в обществе продолжалась острая дискуссия по этому поводу. Окончательно рабство было отменено на всей территории Британской империи лишь в 1843 году, спустя 10 лет после принятия закона. Считается, что картина Тёрнера сыграла значительную роль в развёрнутой тогда идеологической кампании против работорговли.
Когда Тёрнер выставил "Невольничий корабль" в Королевской академии художеств, он сопроводил картину отрывком из своего собственного незаконченного и неопубликованного стихотворения "Заблуждения надежды" 1812 года:
“Поднимите все руки, ударьте по верхним мачтам и страхуйте; Вон то сердитое заходящее солнце и яростные облака Объявите о приближении тайфуна. Прежде чем он сметет ваши палубы, выбросьте за борт Мёртвые и умирающие – не обращают внимания на свои цепи Надежда, Надежда, обманчивая Надежда! Где сейчас твой рынок?”
Другое стихотворение, которое полностью соответствует трагичному образу картины и прекрасно передаёт её настроение, стихотворение "Умирающий раб" Томаса Дэя:
"Слава праведному Богу! - Месть все же будет моей; Твоя сверкающая молния подала ужасный знак, Я вижу, как вспыхивает пламя небесного гнева. Я слышу, как твои раскаты сотрясают виновный мир. Время пришло, роковой час близок. Когда невинная кровь проникнет в небо Ибо Африка торжествует - его мстительная ярость Никакие слёзы не могут смягчить, и никакая кровь не успокоит. Он бьёт по дрожащим волнам, и от удара Их флоты разбиты о скалу. Он взмахивает своим пылающим дротиком, и над их равнинами В скорбной тишине царит Запустение".
В своей картине Тёрнер показал угрожающее небо и бушующее море с силуэтом корабля на фоне кроваво-красного заката. Передний план картины заполнен ужасными свидетельствами о людях, которые были выброшены за борт. Среди неистовствующей рыбы и морских птиц, питающихся падалью, видны руки, поднятые из волн в их последней мольбе о спасении, ужасная нога в наручниках и различные кандалы, используемые для удержания рабов во время транспортировки. Чуть дальше слева - неясные белые фигуры, которые могут изображать призраков, а справа - бьющийся хвост морского чудовища.
Британский критик, меценат, горячий поклонник творчества Тёрнера и первый владелец картины Джон Раскин писал: "Если бы мне пришлось основывать бессмертие Тёрнера на какой-либо одной работе, я бы выбрал эту".
Другие публикации канала
#изобразительное искусство #картина #история картины #страшные картины #кораблекрушение #реальная история #рабы #рабство #работорговля