Найти тему

ЖКХ и законы военного времени: разрешение на буржуйку и "суточная норма электричества" - как закипятить чайник

Стрелка Васильевского острова - женщины вручную собирают снег в валы, чтобы обеспечить дорожное движение
Стрелка Васильевского острова - женщины вручную собирают снег в валы, чтобы обеспечить дорожное движение

Сегодня, 18 января 2022 года, отмечается 79 годовщина прорыва блокады Ленинграда. Жилищный комитет подготовил цикл материалов на основе архивных материалов и документов, в которых расскажет о том, как выживал осажденный город и какие трудности каждый день приходилось превозмогать жителям блокадного Ленинграда.

900 дней и ночей ленинградцы мужественно защищали каждый дом, каждый метр родной земли. Осада началась 8 сентября 1941 года, 18 января 1943 блокадное кольцо было прорвано, а полного освобождения города от немецко-фашистских захватчиков удалось добиться лишь год спустя - 27 января 1944.

Как отмечают авторы исторических исследований, регулярные бомбардировки и артиллерийские обстрелы осажденного Ленинграда, сам факт вражеской блокады потребовали полностью пересмотреть организацию работы коммунальных служб, содержания жилищного фонда и функционирования систем жизнеобеспечения.

Переход с мирного на военное положение протекал крайне болезненно. Доктор исторических наук Анастасия Зотова в монографии «Народное хозяйство Ленинграда 1941-1945 гг.» пишет, что в самом начале блокады, и особенно в декабре-январе 1941-1942 гг., деятельность коммунальных служб была почти полностью парализована.

«Стремительно возрастали и бытовые трудности. Топливо было на исходе. В результате бомбежек и артиллерийских обстрелов окна многих квартир остались без стекол. Заделанные досками, фанерой, картоном они плохо держали тепло. Центральное отопление не действовало. Перестали работать водопровод и канализация. Почти прекратили свою работу электростанции. Сначала сократилось, а с первых чисел января вовсе прекратилось трамвайное движение…"

Разрешение на установку печки-буржуйки в комнате Зельмана Богорича (неразборчиво), выданное 26 сентября 1942 года Управлением пожарной охраны Ленинграда. Инспектор пожарного надзора подтвердил наличие дымохода и безопасность установки временного прибора отопления.
Разрешение на установку печки-буржуйки в комнате Зельмана Богорича (неразборчиво), выданное 26 сентября 1942 года Управлением пожарной охраны Ленинграда. Инспектор пожарного надзора подтвердил наличие дымохода и безопасность установки временного прибора отопления.

Воду, которую брали, где попало, – в Неве, каналах, водопроводных люках, необходимо было кипятить. Но это было трудно сделать, не имея ни дров, ни керосина, ни электричества. Начались массовые заболевания. Росла смертность населения» В осажденном городе, по разным оценкам, погибло до половины населения Ленинграда. У выживших не было сил даже оплакивать покойников: люди были предельно истощены.

Блокада – это правда, к которой трудно, но необходимо прикасаться, чтобы ответить на непреходящий вопрос: каким образом огромный город выстоял и победил в экстремальных условиях вражеской осады? Важно помнить, что Ленинград не только выживал, но и работал. Ценой невероятных усилий в течение нескольких месяцев удалось наладить все элементы административной и хозяйственной деятельности. Безусловно, обрели свою специфику и вопросы функционирования сферы ЖКХ в условиях блокады.

Удостоверение трубочистного мастера Никанора Головачева позволяло ему производить все виды трубочистных работ в Ленинграде и на территории Парголовского района
Удостоверение трубочистного мастера Никанора Головачева позволяло ему производить все виды трубочистных работ в Ленинграде и на территории Парголовского района

К сожалению, мы мало знаем о рядовых героях осажденного города, тех, кто напрямую не участвовал в вооруженном противоборстве с противником, а просто выполнял нужное дело: противостоял эпидемиям, содержал жилищный фонд, ремонтировал кровли домов, восстанавливал водопровод и электрические сети. К сожалению, сегодня уже невозможно назвать поименно всех тех, кто вынес на своих плечах тяжесть блокадных дней. Продолжает сохранять большое значение публикация документальных материалов, среди которых встречаются и вот такие свидетельства.

Несмотря на то, что с начала блокады Ленинграда минуло 80 лет, мы вновь и вновь возвращаемся в прошлое, чтобы отдать дань памяти героическим защитникам города.

ВОПРЕКИ ПЛАНАМ ЗАХВАТЧИКОВ

В Берлине ждали, что «Ленинград упадет в руки немцев, как зрелый плод». Приказы, распоряжения и секретные директивы немецкого командования, часть из которых позже была включена в перечень доказательств обвинения от СССР на Нюрнбергском процессе, свидетельствуют о злодейском замысле фашистов сровнять Ленинград с землей, а территорию «затем передать финнам». Чтобы уничтожить «ядовитое гнездо Петербург» перед войсками ставилась задача, прежде всего, разрушить объекты и системы жизнеобеспечения населения, парализовать работу жилищного и коммунального хозяйства города, чтобы он задохнулся в железных тисках блокады.

В секретной директиве начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении Ленинграда от 22 сентября 1941 года говорилось: «Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

Враг был убежден, что люди просто не смогут выжить в городе, в котором нет канализации, отопления, воды и пропитания. Немцы полагали, что большая часть населения погибнет в результате эпидемий. Однако их надеждам не суждено было сбыться «благодаря скоординированной, четкой и динамичной работе коммунальных служб города» (согласно донесению группы немецких армий «Север»). Хотя угроза эпидемий, безусловно, была. Но самих эпидемий в Ленинграде не было. Уже в первые месяцы блокады сотням тысяч людей были произведены массовые прививки против дизентерии. Исправно работали санитарно-бытовые комиссии, созданные при каждом домоуправлении. Одной из самых острых проблем, вставших перед сотрудниками жилищно-коммунального хозяйства, была организация захоронения умерших. Благодаря скоординированной и четкой работе коммунальных служб городу удалось избежать эпидемий.

«ДЛЯ НАС СВЯТА ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ»

Говоря об уроне, нанесенному экономическому потенциалу Ленинграда, следует сказать, что промышленность города соответствовала самым современным технологиям тех лет. В результате немецко-фашистской агрессии и блокады ко второй половине 1941 года часть крупных заводов, в том числе оборонных, была эвакуирована, и мощность промышленности города снизилась вдвое. Большинство оставшихся предприятий перестроило свою работу на выпуск продукции для фронта. Когда 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады, в городе из-за недостатка электроэнергии за короткий срок было законсервировано 270 крупных предприятий.

17 ноября большинство потребителей были отключены от электроэнергии. Зимой 1941-42 года на полную мощность работали только 18 предприятий, остальные сильно сократили свои объемы производства. Какую-либо продукцию в январе 1942 года выпускали только 22 предприятия города.

Для жителей была установлена жесткая норма электропотребления, равная 6 гектоватт-часам в сутки - 0,6 киловатт-час. Столько потребляет современный электрический чайник, чтобы один раз вскипятить воду. Пользоваться нагревательными приборами категорически запрещалось. За потребление сверх нормы потребитель платил в пятикратном размере. В случае "злостного нарушения" лимита, нарушителю грозило отключение света и  административная ответственность.
Для жителей была установлена жесткая норма электропотребления, равная 6 гектоватт-часам в сутки - 0,6 киловатт-час. Столько потребляет современный электрический чайник, чтобы один раз вскипятить воду. Пользоваться нагревательными приборами категорически запрещалось. За потребление сверх нормы потребитель платил в пятикратном размере. В случае "злостного нарушения" лимита, нарушителю грозило отключение света и административная ответственность.

Невосполнимые потери понесло городское хозяйство. Только в одном Кировском районе потери жилых домов составили 65 процентов. В целом, как было отмечено в акте городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, блокада Ленинграда оказала губительное действие на жилищное и коммунальное хозяйство города. Вызванное блокадой отсутствие электроэнергии и топлива вывело из строя водопровод, отопительные системы, предприятия культурно-бытового обслуживания. В результате вражеских артобстрелов и бомбардировок с воздуха полностью разрушено 205 каменных домов, 1849 деревянных домов и прочих типов жилых домов — 47. Вследствие тех же причин повреждено 6403 каменных дома и 740 деревянных домов. Кроме того, погибло от пожаров 1073 дома. На топливо снесены 9192 деревянных дома. Немцы лишили крова жилой площади на 700 тысяч человек населения.

Кроме того, получили повреждения 487 больниц и госпиталей, 526 школ и детских учреждений, десятки вузов, театров, библиотек и 187 исторических зданий из 300, находящихся под охраной государства. В том числе – Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский и Строгановский дворцы. Полностью была разрушена Пулковская обсерватория. Разграблению и разрушению подверглись дворцовые и парковые ансамбли пригородов Ленинграда – Пушкина, Петродворца, Павловска, Гатчины…

КАЖДЫЙ ДОМ – КРЕПОСТЬ

Особая роль в уничтожении городской инфраструктуры отводилась авиации. Известно, что самолеты противника пыталась пробиться к Ленинграду еще в ночь на 23 июня 1941 года. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Но воздушные тревоги стали объявляться регулярно. Всего с 23 июня по 6 сентября, когда на город упали первые бомбы, было объявлено 128 воздушных тревог, общей продолжительностью 69 часов.

Из числа жителей в возрасте от 16 до 60 лет в каждом домохозяйстве стали формироваться группы самозащиты. С 23 июля на крышах и чердаках домов устанавливаются круглосуточные посты, выделенные из состава объектовых команд, групп самозащиты и актива домов. Перед ними ставилась конкретная цель – тушить зажигательные бомбы.

В целях мобилизации жителей, 27 июля 1941 года исполком Ленсовета принял постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В нем особо отмечалось, что «лица, уклоняющиеся от участия в проводимых по дому мероприятиях противовоздушной обороны, привлекаются к ответственности по законам военного времени».

Рассказывая о тренировках групп самозащиты газета «Смена» 3 августа 1941 года писала, как жильцы домохозяйства №25 по Кировскому проспекту готовились к защите своего дома: «Молодежи комсомольского возраста в доме почти нет. Вся молодежь ушла на фронт. Те, кто не получил повестки из военкомата, записался в народное ополчение. В группе самозащиты работают в основном домохозяйки и подростки». Из других газетных статей мы узнаем, что обязанности связных между группами самозащиты выполняли 16 – 10-летние ребята. В каждом домохозяйстве имелся необходимый инвентарь: щипцы с длинными ручками, багры, лопаты, пожарные ломики, брезентовые рукавицы. Предприятия жилищной системы получили задачу выпустить противопожарное оборудование и инвентарь.

В месячный срок домохозяйства получили лопат для песка 10 тыс. шт., клещей 40 тыс. шт., ведер 30 тыс. шт., ломов 20 тыс. шт., багров 15 тыс. шт., топорищ 25 тыс. шт. и лестниц 10 тыс. шт. Пожарные звенья обеспечивались асбестовыми костюмами и специальными колпаками для накрывания зажигательных бомб. Городские газеты публиковали инструкции-памятки, как пользоваться огнетушителем, о порядке обезвреживания зажигательных бомб. В начале войны в домохозяйствах Ленинграда насчитывалось около 1500 групп самозащиты численностью около 30 тыс. человек. По требованию штабов МПВО были приедены в порядок чердаки, дворы, проезды. Дома очистили от хлама, деревянных заборов и т.п. были подготовлены ящики с песком и бочки с водой.

Организованно и мужественно встретило население воздушные атаки врага. Тысячи фугасных и десятки тысяч зажигательных бомб сбросили на Ленинград вражеские самолеты с началом блокады. Целые пачки «зажигалок» сыпались на заводы, госпитали, на дома. Но город не горел. Причина этого – люди. Ленинградцы, представители самых разных профессий и возрастов, быстро обезвреживали «зажигалки». Бойцами МПВО становились вчерашние домохозяйки. Во время воздушных налетов они на своих участках тушили по 50, 60, 70 и более зажигательных бомб. Фашистский план разрушить и сжечь город оказался сорванным.

БЛОКИРОВАННЫЙ ГОРОД РЕМОНТИРОВАЛ КРОВЛИ И ГОТОВИЛСЯ К ЗИМЕ

Одной из значительных и одновременно сложных задач в условиях военного времени было наладить работу коммунальных предприятий, а также приспособить жилищный фонд под цели обороны города. 27 июня 1941 года распоряжением исполкома Ленгорсовета был определен регламент работ, выполнявшийся в порядке трудовой повинности. В перечне данных работ значились, к примеру, переоборудование подвалов домов под бомбо- и газоубежища. Для этого в первую очередь требовались рабочие следующих строительных специальностей: плотники, столяры, маляры, стекольщики, каменщики, печники, электромонтеры, водопроводчики и отопленцы.

К 20 августа было отрыто 336 тысяч погонных метров щелей, способных уместить 672 тысячи человек, и оборудовано 4612 бомбоубежищ на 813715 человек. По плану Ленжилуправления строились 383 убежища на 64 748 человек и были подготовлены простейшие бомбоубежища на 39908 человек. В дальнейшем первые этажи домов на Международном (Московском) проспекте в районе Обводного канала, на проспекте Стачек и других основных магистралях были превращены в укрепленные огневые точки и артиллерийские позиции.

Никто не мог предположить, что блокада огромного города с населением более 2,5 миллионов человек продлится долгих 900 дней. 17 сентября 1941 года исполком Ленгорсовета принимает решение «О подготовке жилого фонда к зиме». Документ обязывал исполкомы райсоветов, Ленжилуправление, а также руководителей предприятий и организаций, имеющих подведомственный им жилой фонд, произвести ремонт кровли, отеплить все лестницы, заменить выбитые стекла, закончить ремонт котельных и произвести пробные топки котельных и систем центрального отопления. Все работы должны быть завершены к 15 октября. Ход подготовки жилого фонда к зиме широко освещался газетой «Ленинградская правда» и другими периодическими изданиями, проводились рейды по проверке готовности домов к эксплуатации в осенне-зимних условиях.

Блокада внесла серьезные коррективы в реализацию планов по подготовке жилого фонда к зиме. Отсутствие топлива, электроэнергии, голод, вызванный нехваткой продуктов питания, уход опытных работников на фронт сказывались на сроках и качестве выполнения работ. Красноречивый факт. В течение одного-двух месяцев с начала войны весь руководящий состав работников трестов и управлений жилищно-коммунальной сферы обновился на 80-90%. В результате не все домохозяйства справились с работами, не сумели перестроить свою деятельность в соответствии с условиями военного времени.

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОРОДА-ФРОНТА

В 1941 году управление предприятиями коммунального обслуживания включало в себя: домовой трест очистки и уличный трест очистки (с августа 1942 года объединенный в Городской трест очистки), трест зеленого строительства, трест наружного освещения города «Ленсвет», городской трест прачечных, трест «Похоронное дело», центрально-производственные мастерские, фабрику дезинфекции, парикмахерские, Ленинградскую городскую справку.

Условия войны требовали распределения всех имеющихся сил и средств, их концентрации. Сливались друг с другом различные небольшие организации, учреждения, артели. Ненужные в условиях войны закрывались, а их производственная база передавалась предприятиям, выполнявшим фронтовые заказы. До начала блокады города были ликвидированы свыше 600 предприятий, организаций, учреждений, промкоопсоюзов и артелей. У оставшихся организаций появились новые функции. Так, сотрудники треста уличной очистки помимо прежних обязанностей получили новые: тушение пожаров, подготовка механизмов к дегазации и пр.

Трест наружного освещения города «Ленсвет» больше не занимался освещением проспектов и площадей, а полностью переключился на выполнение заданий штаба МПВО по освещению работ по ликвидации поражений и оборудованию специального маячного освещения на основных транспортных магистралях города: оно было обязано отвечать условиям светомаскировки и обеспечивать безопасность движения транспорта.

Стройконтора треста зеленого строительства, усиленная работниками и инженерным составом Строительства № 5 НКПС (Метрострой), переключилась на выполнение работ по маскировке важнейших объектов. Так, здание Смольного было затянуто специальной сеткой и с высоты казалось парковой территорией, а район основных коммуникаций водоканала – частными огородами. Ложные железнодорожные вокзалы возвели неподалеку от реально действующих, которые благодаря искусству архитекторов стали выглядеть, как руины…

В связи с приближением линии фронта и увеличением потока беженцев из Прибалтики и Карелии был организован эпидемиологический совет, на который возлагалась обязанность борьбы с возможностью возникновения эпидемий, проведения вакцинации населения и контроль санитарного состояния города. Была развернута широкая сеть курсов по подготовке медсестер, учебных дружин кружков «Готов к санитарной обороне». Только за вторую половину 1941 года было подготовлено 6253 медсестры и около 10 тысяч сандружинниц. В кружках ГСО прошло обучение 370 тысяч человек.

Дополнительным заданием треста «Похоронное дело» стала уборка трупов и сохранение их до опознания. Было отведено восемь земельных участков для захоронения погибших и построено шесть моргов временного типа.

Изменения в управлении коммунальным хозяйством города велось по всем линиям. Для оперативного выполнения комплекса работ по содержанию жилого фонда основной обслуживающий персонал домохозяйств расселили по месту их работы. На круглосуточную работу перешли многие бани, поскольку необходимо было обслуживать ленинградцев, мобилизованных в ряды РККА. На имевшиеся запасы угля в банях и прачечных была наложена бронь, также было дано указание о мобилизации всех имевшихся ресурсов и переходе на сжигание в котельных бань отходов древесины, архивной макулатуры и пр. В результате удалось создать запас каменного угля в размере 10 287 тонн. Эти меры позволили зимой 1942 г., в самый сложный для города период нехватки топлива, обеспечить работу бань.

Таким образом, были взяты под контроль основные сферы жизни города. Благодаря централизации руководства удалось за короткий период времени организовать тысячи людей, мобилизовать значительное количество специалистов на выполнение задач в экстремальных условиях жизнедеятельности, осуществить перевод всего хозяйства Ленинграда на военный лад.

Сергей Подкуйко