Несколько параферналий назад мы рассказывали о сингапурской традиции подвешивать чайные пакетики к фигурке рыбака с удочной, которая сидит на краю чашки. Так вот, оказалось, что это и рыбак не простой, и сидит он не просто так.
Рыбак — это Цзян Цзыя, советник Вэнь-Вана, основателя династии Чжоу. Встреча двух этих достойных мужей произошла три с лишним тысячи лет назад, когда Цзян Цзыя ловил рыбу. Эта рыбалка имела далеко идущие последствия для истории Китая и является распространенным сюжетом в китайском искусстве. В том числе и в современном — историческая рыбалка, например, присутствует в мультфильме «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении», премьера которого состоялась в 2020 году.
Так вот, прикол этой исторической рыбалки в том, что Цзян Цзыя ловил совсем не рыбу. В одних историях он рыбу отпускал, в других просто держал удочку с пустой леской над водой. И когда его спрашивали, в чем прикол такой рыбалки, отвечал, что ловит не рыбу, а титул. Ну а потом встретился с главой удела Чжоу и титул поймал.
В настоящее время Цзян Цзыя считается одним из величайших стратегов в китайской истории и основоположником китайской стратегической науки. И является героем пословиц, связанных со спокойной ловлей рыбы, которая приводит к позитивным результатам, далеко выходящим за рамки рыбалки. Короче говоря, рыбачащий Цзян Цзыя является общекитайским культурным феноменом — а вот с чайным пакетиком его связали только в Сингапуре. Где термин «рыбалка» означает еще и подачу чая. Однозначную причину сингапурской связи между пакетированным чаем и исторической рыбалкой установить не удалось, скорее всего здесь сработал комплекс причин — и ассоциация макания пакетика в чашку с опусканием пустой лески в воду, и возможное наличие на сингапурском рынке брендов, которые использовали рыбацкий образ Цзян Цзыя в оформлении упаковки, и намек на то, что если рыбалка в исполнении Цзян Цзыя была не просто рыбалкой, то почему бы ей не побыть чаепитием.
Так или иначе, но история с сингапурским чайным рыбаком получилась очень красивой. Мы благодарим Евгению Махину, которая откликнулась на нашу просьбу и разложила эту традицию по китайским и сингапурским полочкам.