А бывает и так: деньги в организации вроде имеются, а в документах одни убытки. Что делать? – смотрим отчет о движении денежных средств (ДДС). Именно он отражает перемещения средств в кассе, на расчетных и депозитных счетах в анализируемом периоде и позволяет установить взаимосвязь между остатками на начало и конец периода. А если проще, он покажет, откуда поступали и на что потрачены финансы компании.
Начнем сразу с примера: компания подписала договор с рассрочкой платежа на продажу крупной партии кожаной обуви. Каждая пара стоит три тысячи рублей. А ее себестоимость – две тысячи. Организация радостно показывает прибыль в тысячу рублей. Но деньги еще не перечислены. Сотрудники совсем не рады, поскольку не получат зарплату вовремя. А если ту же обувь при той же себестоимости компания продаст за полторы тысячи и деньги получит предоплатой? – В этой ситуации сотрудники просто счастливы, им перечислят деньги в срок. Только приобрести кожу на пошив новой партии компания уже не сможет. Так организация может привести себя к разорению: в первом случае из-за недостатка ликвидности, а во втором – из-за убыточности.
Чтобы не называть кассовый разрыв убытком и знать, какие деньги могут «назваться» прибылью нужно изучать ДДС
В ДДС есть 3 основных раздела: отражение данных о поступлениях и расходовании средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционная деятельность – то, чем зарабатывает бизнес и для чего он собственно создавался. Это может быть производство, продажа товаров, оказание услуг.
Финансовая деятельность должна обеспечивать операционную деятельность финансовыми ресурсами. Это все операции, связанные с привлечением финансирования: кредиты, займы, операции с ценными бумагами.
Инвестиционная деятельность – это вклад в развитие компании. Отражает все операции по движению основных средств, капитальных вложений, долгосрочных финансовых вложений.
Денежные средства являются наиболее ликвидной частью активов организации. Так как деньги являются основой любой деятельности, необходимо понимать, в каком финансовом состоянии находится организация и проводить своевременный анализ денежных потоков.
Анализ денежных потоков важен для выполнения следующих задач:
1. Контроля за сохранностью и целевым использованием денежных средств;
2. Предупреждения рисков кассового разрыва;
3. Выявления причин дефицита или профицита денежных средств;
4. Диагностики и прогнозирования платежеспособности;
5. Оценки финансового положения организации;
6. Отслеживания источников финансирования и направлений распределения прибыли;
7. Понимания формирования прибыли;
8. Прогнозирования будущих денежных потоков.
По каждому виду деятельности формируется сальдо (или чистый денежный поток ЧДП). ЧДП представляет собой разницу между положительными и отрицательными денежными потоками организации за определенный период.
Когда организация развивается, положительное сальдо от ее операционной деятельности – это источник новых инвестиций. Естественно, отрицательное сальдо – плохо. Особенно, если это состояние стало перманентным. Какое-то время можно функционировать за счет тех средств, которые еще есть на счетах и прибыли. Но в целом, это значит, что компания неверно распределяет свои финансы и может разориться.
Пример отчета ДДС смотрите в дополненной статье на нашем сайте
Сальдо от инвестиционной деятельности может быть отрицательным, это происходит, когда компания использовала финансы для расширения бизнеса или вложилась в покупку дорогого актива.
Для понимания того, правильно ли функционирует бизнес, зная операционный ЧДП, можно найти коэффициент рентабельности. Считается как отношение ЧДП к выручке. Он покажет сколько чистых денег получается на каждый рубль, поступающий с продаж. Чем он выше, тем для компании лучше.
Чтобы оценить платежеспособность компании, можно рассчитать коэффициент покрытия долгов. Это отношение операционного ЧДП к общей кредиторской задолженности. Плохо, если этот показатель меньше единицы. Это означает, что компания не способна расплачиваться по долгам.
Чтобы провести качественный анализ, нужен удобный доступ к данным и актуальная (своевременно обновляющаяся) информация. В БРИДЖ ГРУПП эти задачи решаются оперативно через интеграцию 1С и гугл-таблиц (в таблицах отчет формируется без участия сотрудников), что решает вопрос доступа к данным с компьютера или смартфона.
При переходе на аутсорсинг управленческого учета специалисты БРИДЖ ГРУПП настроят вам выгрузку и обновление данных под ваши требования, что позволит своевременно принимать качественные управленческие решения.
#бридж групп #управленческий учет #управление бизнесом #аутсорсинг #учет финансов #бизнес и финансы