Афиша. СССР, 1987. Режиссер Арнольд Бродичанский (в фильме используются фрагменты пьесы Йона Друцэ «Святая святых»).
После впечатляющего всплеска молдавского кинематографа 1960-х (фильмы М. Калика, В. Дербенева, Э. Лотяну) потянулись унылые будни. В 1970-х, пожалуй, только Эмиль Лотяну, выбивался из вязкого тумана так называемой «текущей» молдавской продукции, покрывавшей влажным и липким лаком исторические и современные сюжеты...
Арнольд Бродичанский с первых же кадров «Афиши» дает понять, что не желает иметь нечего общего с подобными «традициями» национального кино. В его картине бьется живой пульс. И актеры молдавского театра-студии «Данко» бесстрашно говорят с экрана о своих профессиональных и житейских проблемах. Ведь герои фильма тоже театральные артисты. Они репетируют на правах полупрофессионалов в старой, заброшенной церкви. В ее стенах перед нами проходят сцены из спектакля Йона Друцэ «Святая святых», жестко, без прикрас рассказывающей о голоде в послевоенной Молдавии…
Арнольд Бродичанский выстраивает действие фильма так, что сцены из «Святая святых», решенные в строгой, аскетичной манере, причудливо перемежаются с импровизационными по духу эпизодами репетиций, споров актерской труппы и т.д. Конечно, сам прием не нов и уже не раз использовался в мировом кино («Американская ночь» Ф. Трюффо, «Кармен» К. Сауры, «Успех» К. Худякова, «Голос» И. Авербаха и др.). Но режиссер вкладывает в свою картину столько накопившейся энергии, нерастраченной искренности, что «Афишу», право, никак не назовешь вторичной.
Александр Федоров
Аферисты. СССР, 1990. Режиссер Всеволод Шиловский. Сценаристы: Лев Пискунов, Михаил Пресняков. Актеры: Станислав Садальский, Мамука Кикалейшвили, Всеволод Шиловский, Римма Маркова, Нина Русланова, Михаил Кокшенов, Наталья Крачковская, Михаил Пресняков, Вероника Изотова, Евгений Весник, Баадур Цуладзе, Лев Борисов, Роман Филиппов, Павел Винник и др.
Вы можете представить себе плохую художественную самодеятельность? Можете? Ну, тогда представьте, что бывает еще хуже... Не верите? Тогда посмотрите так называемую комедию «Аферисты»...
Известный актер Всеволод Шиловский оказался удивительно плодовитым режиссером: за один только год сумел поставить три фильма. Признаться, я всегда скептически относился к его лентам. Однако «Аферисты», на мой взгляд, получились эталонными в смысле низкого художественного качества. К примеру, давно уже я не видел, чтобы так натужно, фальшиво и совсем несмешно играли хорошие, в общем-то, актеры. Но впрочем, удивляться не приходится: пропахший крепким нафталином сюжет о четырех жуликах, вознамерившихся облапошить деревенскую старушку, чтобы присвоить ее ценные иконы, построен на штампах как минимум двадцатилетней давности. Картина расползается по швам во всех направлениях: по ритму, темпу, безликому изобразительному решению, монтажу... Несмотря на присутствие якобы политически и социально острых фраз в диалогах, фильм кажется нелепым мутантом, рожденным в спешке «новорусского» кинобизнеса.
Между тем, определенную пользу можно, наверное, получить и от этого опуса. К примеру, если демонстрировать его в качестве учебного пособия студентам института кинематографии. В разделе «Так снимать нельзя»...
Александр Федоров