Всё о Израиле узнать невозможно, ведь культура этой страны так же необъятна, как и её философия. У каждого человека первая ассоциация, возникающая при упоминании названия этого государства – Евангелие и места, священные для каждого верующего человека. Поэтому на нашем сайте MyIsraLife мы хотели бы предложить вам отправиться в виртуальное путешествие по Израилю, чтобы узнать немного о его обычаях и нравах, почувствовать ту невероятную энергетику, за которой тысячи людей из ежегодно направляются в эту страну. Сегодня мы поговорим о праздновании иудейского Нового года – Рош-ха-Шаны.
Время празднования
История Израиля гласит: в продолжение двух дней осеннего месяца , носящего имя «тишрей» (название приведено согласно еврейскому календарю — по григорианскому он приходится либо надевятый, либо на десятый месяцы), когда стартует новый лунный цикл, справляется еврейский Новый год Рош-ха-Шана (дословно с иврита переводится как «голова года»). Однако, названий у негомножество: Йом-ха-Зикарон в Торе (памяти день)И, конечно, носит он и имя «Судного дня», так как в этот день, согласно священным книгам, решается судьба мира.Разумеется, праздник имеет и практическое значение — границы между уходящим и наступающим годом.
Интересно, что самый первый день еврейского Нового года не может выпасть на третий, пятый или крайний день в неделе. Так как абсолютно все праздники евреи начинают отмечать после закатаи завершают в ночь последующего дня, в наше время израильский календарь учел, что они ни в коем случае не должны пересекаться с Шаббатом. Поэтому Йом-Киппур ни при каких условиях невыпадает на воскресенье или пятницу, следовательно, Рош-ха-Шана, празднуемый десяткой дней раньше, не может прийтись на третий или пятый день в неделе. Рош-ха-Шана по израильскомукалендарю не выпадает и на воскресный день, дабы Ошана Раба, один из дней празднества Суккот, не выпал на Шаббат, и верующие могли бы выполнить все нужные ритуалы. 4 дня, по которымвозможно праздновать Новый год носят имя «четверо врат».
Существует ещё одна интересная особенность: по традиции Рош-ха-Шана празднуется в течение двух дней. «С чем же это связано?»-спросите вы. Ответ предельно прост. Дело в том, что, как ибыло написано выше, израильский календарь теснейшим образом связан с лунным циклом. Казалось бы, не было ничего проще, чем определить наступление праздника, лишь посмотрев на небо. Однако это не так. В древние времена право объявить начало торжества принадлежало лишь раввинскому совету, заседавшему в Иерусалиме. А уже оттуда во все стороны отправлялось множествогонцов, чтобы уведомить весь народ. А так как средства связи, разумеется, были далеко не так развиты, как в наше время, то новость обычно приходила уже после фактического начала праздника. Традиция закрепилась, потому и повелось отмечать еврейский Новый год в течение не одного, а целых двух дней.
Традиционные блюда-символы
Что касается традиционных кушаний, то во время трапезы верующий должен съесть определенный список продуктов, имеющих различное символическое значение:
1) Гранат. Перед тем как вкусить этот плод, евреи произносят мольбу о том, чтобы их заслуги стали так же бесчисленны, как гранатовые зёрна.
2) Свёкла и лук порей. Этимология их названий восходит к глаголам «убираться» и «отсечь». Поэтому считается, что число твоих врагов уменьшится, если в праздничный день ты отведаешь свёклыи лука.
3) А вот исконное значение названия «финики» — «истреблять». Вкушая эти сладости, верующие молят об истреблении врагов Господа на земле, неверующих.
4) Морковь, чьё название имеет перевод «постановить». Съев морковь, просят о том, чтобы простились грехи, и были учтены нравственные поступки.
5) Наверное, самое внушительное блюдо на праздничном столе – голова рыбы или барана. Перед тем, как приступить к трапезе просят о том, чтобы по жизни находиться не в хвосте, а в голове. Рыба к тому же является символом изобилия и плодородия. Однако в некоторых общинах по традиции голова не употребляется в пищу, а служит лишь в качестве украшения стола.
6) Конечно же, не обойтись и без округлой халы (каравая), символизирующей цикличность времени, над которой накануне было прочитано благословение. Её макают в мёд. Это делают, чтобынаступающий год выдался хорошим, «сладким». Вкушают и яблоки с мёдом (кстати, согласно статистике, народ Израиля в год потребляет четыре тысячи тонн мёда,2000 из которых именно втечение месяца тишрей).Есть и запрещенные продукты. К примеру, орехи, по причине того, что числовое значение «ореха» («эгоз») соответствует смыслу «грех! («хет»).
Молитвы. День души
В первый день празднества иудеи желают друг другу быть вписанными в «книгу жизни». Значит: остаться в истории, благодаря нравственным поступкам, добрым деяниям. Затем верующие сходятся кберегу реки или к морю. Это связано с национальной памятью еврейского народа. Ведь сказание гласит, что Моисей в течение сорока лет водил людей по пустыне, где вода стала главнойценностью. Здесь верующие проговаривают священные слова пророка Михи. Молитвы читают и в синагогах, куда люди приходят целыми семьями.Верят, что в этот день Господь судит всё живое и определяет дорогу каждого на последующий год: кому предстоит счастливая жизнь, а кому суждено умереть. Повлиять на решение Бога можетлишь искренне и усердно воздающий молитвы. По этой причине на Рош-ха-Шану даже внесен запрет на работу, чтобы все свое время верующие могли отдать молитвам. Оттого к небу в этот день возносится множество самых сакральных слов. В храме зачитывают десяток текстов, в которых идет речь о Боге-царе, десяток о Господе, помнящем всё, десяток, где говорится о шофаре — духовоминструменте из рога животного, в который трубят в продолжение утренней молитвы-призывают народ покаяться.Интересно, что чтобы рог можно было использовать, в нём не должно быть ни одного хряща. С древних времён существует множество различных способов очистки материала, но самыйэффективный, а вместе с тем и самый удивительный – закопать рог в землю, чтобы земные существа выели всё ненужное. Впоследствии шофар бережно поддерживают в чистоте, ведь он имееттакое важное сакральное значение!Души верующих откликаются на призывный звук шофара. Люди анализируют всю свою жизнь и каются за случайно, а иногда и намеренно совершенные грехи. Каждый человек не только дает отчетВсевышнему о своих поступках и мыслях, но и достигает гармонии с самим собой, обретает спокойствие, поднимается на новую нравственную высоту. Непоколебимая вера в свет, в то, что Творецвсепрощающ, хочет для всех блага, несёт радость. Именно в этот день к людям приходит понимание того, как искупить свои грехи и стать ближе к Всевышнему, обрести свет и доброту помыслов. По окончании же священного праздника начинается отсчет десяти дней раскаяния, финалом которых является Йом-Киппур — День всепрощения.
Финал. Йом-Киппур
По старинному обычаю, в этот день верующие воздерживаются от пищи в течение целых 25 часов, посвящая всё это время усердным молитвам и непременно посещая синагогу. В этот праздникпостятся даже светские евреи, и в синагоги отправляются даже те, кто не делает этого в другое время. Что касается прочих запретов, то в течение всего дня нельзя не только водить машину(поэтому иногда светские люди называют его праздником велосипедов – дети могут, ничего не боясь, кататься там, где их душа пожелает) разговаривать по телефону, носить обувь из кожи, делатьмакияж, умываться, но и пить. Вечером же народ одевает белые одежды и отправляется гулять по улицам, но особенно верующие евреи проводят в синагоге и всю ночь. Праздник заканчивается изапреты снимаются лишь тогда, когда появляется на небесах третья звезда. Главная цель Йом-Кипура – научить людей очистить свои помыслы, смирить себя и примириться с окружающим миром.
Источник: https://myisralife.info/
Понравилась статья?Хотите что то добавить?Оставляйте коментарий ниже,под статьёй
#израиль
#путешествие
#евреи
#отдых