По нынешним-то временам повесть эта вряд ли кого заинтересует. А все-таки. Хотя бы и людей старой веры. Я вот не первый раз перечитываю и всякий раз диву даюсь, какой же Лесков великий знаток духовной темы вообще и «древлего» благочестия в частности. Знание терминологии, обрядов, процедур и, что называется, порядков, иконографии, святоотеческих преданий, библейских текстов впечатлит, я думаю, и искушенного читателя.
Итак, скиталась по лику земли русской в поисках работы и, соответственно, куска хлеба артель старообрядцев. Народ в артели подобрался все смирный, да трезвый, да работящий, да молитвенный. Имелся у них и свой ангел Хранитель, лик иконописный. И все у них было ладно. До поры. Пока не подрядилась артель строить мост через реку Днепр в неназванном городе. Предполагаю, что в Киеве. Поначалу все шло очень даже хорошо, трудились в поте лица да молились истово. Зарплату получали вовремя. Неприятности начались, как водится, с пустяка – икона с ангелом Хранителем ночью по неизвестной причине с аналоя, где лежала, «сошла», то есть, попросту говоря, упала. Событие это произвело на старообрядцев сильное впечатление, и не напрасно. Начались неприятности. И какие! Нагрянули в стан чиновники с жандармами, разорили иконостас, иконы изъяли, а самую главную, с ангелом Хранителем, осквернили нанесением сургучной печати на лик ангела. Да так что от жара потекла олифа по лицу ангела двумя потеками, как кровь, в слезе растворенная… Можно представить впечатление, произведенное этим действием властей на богомольных старообрядцев. Рядчик, Лука Кирилов, по-нашему, бугор, хоть и гордый был мужик, но смирил себя и своих удержал от бунта. Власти убыли, забрав с собой иконы, нанизанные на железный прут.
Артель командирует двух своих членов (от лица одного из них, Марка, и ведется повествование) на поиски Севастьяна, единственного изографа на Руси, способного изготовить копию иконы ангела Хранителя с целью дальнейшей подмены и возвращения оригинала в лоно истинной церкви. Во время скитаний одному из них, молодому Леонтию, открывается воля Божия, чтобы искали его, Спаса, «едиными устами и единым сердцем». Вот тогда будет дано и обретение божественное. Для облегчения этой задачи Он (Спас) посылает им встречу с анахоретом и отшельником, святым старцем, Памвой. Списанным, кажется, с Сергия Радонежского. Старец приобщает молодого Леонтия к господствующей Церкви (вот что значит: «едиными устами и единым сердцем»!) и отправляет его на небеса со словами: «Улетел наш Лева!», а в душу другого скитальца своими разговорами роняет зерно сомнения в истинности старого обряда. «Не ангел ли говорил со мною?» - думает скиталец о старце Памве.
Так это или нет, но в скором времени после сего Марк обретает изографа Севастьяна, согласовывает условия контракта и возвращается с ним вместе в стан. Рядчиком Лукой замышляется и частично осуществляется настолько сложная и тонкая комбинация по изготовлению копии и подмене (скажу лишь, что икона с запечатленным ангелом по велению архиерея поставлена была в храме, а именно, в алтаре, за жертвенником, что сделало простую кражу невозможной), что из-за пустяка, которого и предусмотреть было невозможно, в последний решительный момент все дело срывается. Но происходит чудо, да не одно, а несколько и подряд. Все чудеса обстоятельно изложены в повести. И через эти чудеса и архиерейское разрешение от грехов приобщаются рядчик и вся артель к господствующей Церкви. Вот куда, оказывается, вел их запечатленный Ангел. Такой развязки предусмотреть было совершенно невозможно. Тем интересней.
Уважаемый читатель! Если Вас заинтересовала эта повесть, Вы можете найти её в Малом собрании сочинений Н.С. Лескова, доступном по ссылке (в бумажном виде), либо в электронном виде (сборник) или в форме аудиокниги.