«Флаги на башнях» - повесть, как известно, в отличии от других произведений Антона Семеновича Макаренко, художественная. Повесть имеет «сборный» сюжет по мотивам документальных работ-очерков «Марша 30-го года» и «ФД-3», герои же «Флагов» пришли, как из этих произведений, так и из самой «Педагогической поэмы».
В Игоре Чернявине без труда узнается Олег Огнев, в Ване Гальченко – Ванька Алексеев, в антигерое Гришке Рыжикове – Аркадий Ужиков, Ванда Стадницкая – Вера Березовская. Единственное, что, линии героев сильно изменены, углублены и расширены автором. Что касается Веры-Ванды, то тут Макаренко решил из довольно простенькой истории сделать историю более-менее красивую и с романтическим финалом. В «Педагогической поэме» отношения Веры с ее «поклонником» далеко не идеальны, да и вопрос брака остается открытым.
Если говорить о сюжетных линиях и вставках во «Флага на башне», то почти у всех у них (и в первую очередь у самых интересных) можно найти «первоисточник», записанный автором в «Марше» или «ФД-3». У всех, кроме истории с колонистом Воленко и кражами в колонии имени Дзержинского. А ведь это одна из основных сюжетных линий.
Дело состоит в следующем – в колонии начинается волна краж, сначала похищаются два пальто из гардеробной, потом театральный занавес, всякая мелочёвка личного пользования у колонистов. И наконец, случается взрыв – у видного и уважаемого колониста Воленко, командира Первой бригады похищаются серебряные часы, данные ему заведующим, пока не починят часы в вестибюле. Воленко из-за гордости покидает колонию, так как винит себя в развале бригадной дисциплины – собственно, все уже уверены, что вор именно в его, 1-ой бригаде. Кроме того, Воленко ведет постоянную политику защиты плохих колонистов, выступая их «адвокатом» - и это еще одна из причин его ухода – не смог простить себе, что был слишком добрым.
«Флаги на башнях» я прочитал гораздо раньше «Марша 30 года» и «ФД-3» и вот когда я стал последние очерки, увидев, что «Флаги» основаны на их сюжетах, я с нетерпением ждал раскрытия интриги – как же было на самом деле с кражами? Кто их совершал? Уж явно не Ужиков – ведь это прототип Гришки Рыжикова, вроде бы исправился еще в «Педагогической поэме».
Сам Воленко фигурирует в обеих документальных повестях.
«Воленко всегда старается встать на сторону «униженных и оскорбленных»
«Осень 30-го года, Воленко один из немногих вел открытую и настойчивую политику сбережения коллектива… И именно на Воленко упали первые удары судьбы, вздумавшей бить по коммуне имени Дзержинского».
Глава девятая «ФД-3» так и называется – «Трагедии», в ней начинается и … ничем не заканчивается, обрывается на полуслове, история о кражах в коммуне. То есть – раскрывается эпизод как раз с двумя похищенными у коммунаров пальто и вроде бы даже тут же ловят злоумышленников – двоих. Но какому наказанию их подвергли и что произошло дальше неясно. Эта глава незакончена, а следующая, 10-ая, «И трагедии, и комедии» и вовсе пропущена, от нее осталось лишь название. И это в довольно подробном издании 2013-года. 11-ая глава тоже оказалась без начала и… Воленко уже пропал из очерков.
Лишь в 13-ой главе «На дороге» вскользь сказано:
«Дорошенковский созыв, по мнению бюро, растрепал коммуну: воров завели, потеряли Воленко…»
Но как потеряли? Почему и из-за кого он, Воленко, ушел на самом деле, что именно случилось? Увы, но это так и остается неизвестным – А.С. Макаренко решил не включать этот сюжет в повесть-очерк, оборвав его на полуслове.
Как сказано в предисловии издания 2013-го, рукопись частично была уничтожена самим Макаренко и отточиями отмечены те эпизоды книги, которые утеряны уже навсегда. Остается лишь предполагать, что в реальности сюжет хотя бы частично похож на тот, что описан во «Флагах на башне»