Вот такой интересный момент: три самых лучших польских аса-истребителя имели практически одинаковое количество побед – округлим их до 18-ти сбитых самолетов противника. Но два из них добивались этих показателей целых 5 лет войны на первоклассных английских и американских машинах, а один управился всего за два месяца, причем на стареньком «Харрикейне». И не его вина, что ему не дали поучаствовать в войне в полной мере. А если бы дали? Побил бы он по счету Хартманна или Кожедуба?
Практически у всех европейских стран, вовлеченных во Вторую Мировую войну на той или иной стороне, были свои ВВС, а в любых ВВС, принимавших участие в боевых действиях, были свои асы, которые могли похвастаться тем или иным количеством побед.
Не составляла исключения и Польша, причем польские ВВС воевали последовательно на двух фронтах – сначала они обороняли Польшу от нашествия гитлеровской армии, а затем многие пилоты перебрались в другие страны, в основном в Великобританию, и продолжали воевать в составе чужих ВВС.
Полякам повезло – из-за довольно большой численности перебравшихся в Англию пилотов из них была сформирована целая эскадрилья – 303-я имени Тадеуша Костюшко, и одним из командиров этой эскадрильи был польский пилот Витольд Урбанович. Интересно, что на момент назначения он был лейтенантом взамен раненого в бою предыдущего командира в звании майора!
У Витольда Урбановича как аса – очень интересная боевая биография. Активно воевал он на фронте около 2-х месяцев, но за это время стал вторым после Станислава Скальского польским асом – сбил 17 самолетов, причем 15 из них были немецкими, а 2 – японскими. Сам Скальский сбил 21 самолет, и тоже на двух фронтах, но на европейских – в составе Польских ВВС и в составе ВВС Великобритании.
Витольд Урбанович в ВВС Польши не воевал, хотя состоял в них, и даже, по слухам, сбил в 1936 году советский разведчик Р-5 во время обострения польско-советских отношений, но факт сбития был скрыт по дипломатическим причинам, так как до войны тогда дело не дошло.
Итак, кто такой Урбанович, и чем прославился в качестве аса?
Родился Витольд Урбанович на севере Польского Царства (Российская империя) в 1908 году. В 1930-м он стал летчиком, и вскоре был одним из самых заметных пилотов польской истребительной авиации. Перед началом войны Урбановича назначили инструктором в Центр обучения офицеров ВВС, а после вторжения немцев ему было приказано сформировать истребительную эскадрилью. Правда, сформировать ничего не удалось, так как не было самолетов, да и война слишком быстро закончилась.
Но Урбанович вместе со всеми своими курсантами бежал в Румынию, затем во Францию, а оттуда – в Англию. В начале 1940-го он попадает в британское подразделение ВВС и переучивается на истребитель «Харрикейн». В бой же ему удалось вступить только в начале августа того же года, и 8-го числа он наконец открыл счет – сбил двухмоторный немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf-110, а 12-го числа его жертвой стал новейший бомбардировщик Ju-88.
Однако тут в боевой биографии будущего аса наступил перерыв почти в месяц – его перевели а 303-ю польскую эскадрилью, и пока утрясались организационные вопросы, «Битва за Англию» достигла своего апогея. Но как только поляки вступили в бой, скучать им не пришлось, особенно Урбановичу, которому 6 сентября довелось потягаться с известным гитлеровским асом Иоахимом Шлихтингом и сбить его «Мессершмитт» Bf-109. Знаменитый гитлеровец попал в плен.
На другой день, 7-го сентября, лейтенант Витольд Урбанович был назначен командиром 303-й эскадрильи, но вовсе не за заслугу сбития аса. С одной стороны, потому, что предыдущий командир вместе со своим английским «заместителем» попал в госпиталь с боевыми ранениями, а с другой потому, что Урбанович, в отличие от остальных польских пилотов, в совершенстве владел английским языком.
В тот же день (7 сентября) Урбанович на своем «Харрикейне» сбивает бомбардировщик Do-215, а 15-го – еще два. Потом идет перерыв до 26 сентября, и за короткий срок – за 4 дня, - польский ас сбивает еще один бомбер He-111, один Do-215, два Ju-88, один двухмоторный истребитель Bf-110 и четыре одномоторных Bf-109.
Таким образом только за два дня – 27-го и 30-го сентября Урбанович сбил 8 самолетов, из них 5 истребителей и 3 бомбардировщика, а это можно считать неплохим результатом, особенно учитывая то, что все эти победы подтвержденные. На его счету был еще один Bf-109, который загорелся после попадания, но эту победу польскому асу не засчитали, потому что никто не видел, как вражеский самолет упал.
Однако в октябре в виду постоянных конфликтов с генералом Сикорским, командующим всеми польскими вооруженными силами в Британии, Витольда Урбановича отстраняют от боевой работы и переводят на работу в штаб. В октябре 1940-го его отсылают в США якобы на вербовку американцев польского происхождения в польские вооруженные силы, а на самом деле назначают на должность военного атташе польского посольства в Вашингтоне.
Однако Урбанович, не хочет быть дипломатом, он записывается добровольцем в ВВС США и в 1941-м отбывает в Китай, где, воюя на американских P-40 «Warhawk», сбивает два подтвержденных японских истребителя Ki-43. Впрочем, он заявляет об 11 сбитых, но так как большинство боев на китайском театре военных действий проводились далеко за линией фронта, подтверждений этим победам не было.
Вскоре Урбанович возвращается в США, но из-за интриг генерала Сикорского участия в Великобританию не допускается, и в войне больше не принимает. После войны он остается в США, получает американское гражданство и пишет несколько биографических книг, изданных впоследствии в Польше. Умер польский ас в 1996 году в Нью-Йорке.
А теперь можно подбить наше резюме. Если вычесть из боевых счетов Витольда Урбановича неподтвержденные советский P-5 и немецкий «мессер», а также два подтвержденных японских истребителя, то получается 15 самолетов – 7 истребителей и 8 бомбардировщиков. Все они были сбиты в период с 8 августа по 30 сентября, то есть менее чем за 2 месяца, или за 7 недель. Из них больше половины были сбиты всего за два дня.
А теперь сравним его заслуги с заслугами первого польского аса – Станислава Скальского. В Польше в 1939-м он сбил 4 немецких самолета, а уже пребывая в составе британских ВВС (в польских подразделениях), до конца войны сбил еще 17 самолетов противника – почти столько же, сколько сбил на Западном фронте Урбанович. При этом Урбанович летал на «Харрикейне», а Скальский – еще и на «Спитфайрах» и «Мустангах», то есть истребителях, классом гораздо выше «Харрикейна».
Также можно сравнить боевой счет Урбановича с успехами третьего польского аса – Болеслава Гладича, который начал боевую деятельность раньше, успев повоевать в составе ВВС Франции. Но до конца войны, летая на «Спитфайрах» и «Тандерболтах», он тоже сбил всего 18 самолетов противника. И это за 5 с лишним лет!
Вот такие бывают у асов перипетии, когда несколько пилотов находятся в одном списке, счет побед у них равный, а вот результативность – совсем разная. Согласитесь – 2 месяца и 5 лет – совершенно разные сроки!
А если бы Урбанович продолжал воевать до 1945 года, и не погиб бы, как некоторые другие польские асы, интересно, какой бы у него был боевой счет?
До Хартманна или хотя бы Кожедуба дотянул бы?
P. S. Кстати, все три лучших польских аса дожили до наших дней и умерли в довольно преклонном возрасте.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro