Найти тему
Central Asia Analytics

Вместо помощи – осуждение. Почему в Турции критикуют миротворцев ОДКБ?

Исхан Шенер
Исхан Шенер

Турция хоть и позиционирует себя как благодетель всех тюркских народов, не особо поспешила помочь казахскому населению в пресечении погромов. Однако теперь, когда ситуация стабилизирована в первую очередь благодаря привлечению контингента ОДКБ, который обнадежил казахских силовиков и защитил их тылы, некоторые турецкие чиновники позволяют себе острые заявления. Так, главный советник президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ихсан Шенер подчеркнул, что Казахстан находится в оккупации. Подобное заявление он сделал после ввода войск ОДКБ на территорию страны. По его словам, государство, которое было освобождено от 30-летнего «советского ига» пытаются снова поместить под этот «тягостный, бессмысленный пресс» под предлогом повышения рыночных расценок на газ. Он также обвинил страны в начале провокаций против Организации тюркских государств.

Нелогичная какая-то получилась «оккупация»: войска численностью до четырех тысяч уже полным ходом разъезжаются по домам, а единственным результатом «захвата» казахской суверенной земли стало прекращение погромов, сохранение государственной власти и верховенство закона.

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова уже поспешила отметить, что трактовки главного советника турецкого лидера вызывают недоумение. Захарова подчеркнула, что такие вещи не должны исходить из уст людей, которые представляют государство. Подобные заявления в столь чувствительный для Казахстана период не способствуют стабилизации обстановки в стране, а неуважительные высказывания о советском прошлом республики противоречат духу российско-турецкой дружбы.

Немаловажен в этой истории тот факт, что Турция симпатизирует радикальным силам как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии. Примеров масса: Сирия, Ливия, Египет. В странах ЦА Турция спонсирует различные медресе (разумеется, где местные власти позволяют ей это делать) и продвигает концепцию «Великого Турана» на основе в том числе радикального ислама. Поэтому борьба с боевиками на юге Казахстана, часть из которых заметно выделялась из общего числа сельских бандитов своими исламистскими взглядами, вероятно, вызывала неудовольствие у некоторых турецких политиков.